Осуждение войны в киноповести Александра Довженко «Украина в огне»

Давно уже зарубцевались раны войны. Но народная память о ней живет, не слабеет боль потерь. Вечны между столетий те, что погибли в боях, знаменитые в веках живые, бессмертии солдаты; все, кто смело шел в бой, отстаивая право на жизнь, свободу для будущих. Нам, потомкам победителей над фашистской нечистью; все интереснее открывать правду о тех пламенных годах, и, мы обращаемся к искусству и литературе.

Одно из наилучших произведений о войне было написано во времена Великой Отечественной. Это киноповесть О. Довженко «Украина в огне». Писатель

отметил: «Украина в огне» — через шевченковское понимание автора всенародной трагедией, за широтой охвата материала, глубиной и правдивостью изображения, за в самом деле — таки шекспировскими комедиями в нашей литературе тех времен не имеет себе равного».

«Украина в огне» — киноповесть — трагедия. Автор создал сценарий о людях простых обычных, тех самых, что носят название у нас широких масс, которые понесли тягчайшие потери на войне, не имея ни чинов, ни орденов. Верный правде жизни и собственным гуманистическим идеалам Довженко чуть ли не единый во всей тогдашней литературе нарушил проблему

простого человека. Свои гуманистические идеи писатель реализовал прежде всего через трагическую судьбу девушки — пленницы, женщины в оккупации, делая ударение, что «в у войны не женское лицо».

Героические киноповести Олеся Запорожец и Христя Хуторна не становятся на путь активной борьбы, но в той страшной круговерти насилия и аморальности, которая выпала на их долю, сохраняют в душах еще не вытоптанные до конца естественные человеческие чувства. Жестокая сила обстоятельств оказалась более сильной чем их желания и возможности, истерзала души, то следует ли судить их еще и судом освободителей, разве не «большая мудрость в таких горьких делах — следовать за правдой, которая послала человеку счастье забвения лихого в добром времени?» Устами Лаврина Запорожца Довженко призвал если и судить людей, то «по закону народного бедствия». А это кульминационный миг герой говорит; обращаясь к народным мстителям с терпкой горечью: «Разве то, что произошло со мной, с селом, не тяжелее смерти в сто крат?» Страшная правда этих слов затронула глубочайшие уголки сердец.

Перед духовным зрением партизан «возникла вдруг вся в огне Украина, во множестве страданий и тяжелых противоречивых трагедийных стыков. Великая несчастливая земля!»

О. Довженко создал трагедийный портрет нашего бессмертного народа. Герои произведения — это живые люди, плоть от плоти народа, патриоты своей земли, которые понимают, что над их жизнью и судьбой будущих поколений нависшая смертельная угроза фашистской рабства. Много вреда нанесло долголетнее вытаптывание гуманистических моральных принципов, но не выбило их совсем из души народа, поэтому и употребляются мирно не только в углу над белой скатертью стола, а и в душе простого человека образы легендарных национальных героев — Мамая Георгия Победоносца, и современников — Ворошилова и Буденного.

Такая сложность и неоднозначность человеческой личности. Это только обогащает человека.

«Прекрасный человек в бою за Родину», рисуя черную трагическую реальность, Довженко возвеличивает верных сынов народа, которые в адском пожаре, когда Украина в огне, когда все сгорело в «пламени страшного немецкого суда», не теряют уверенности в победе и непреодолимости нашего народа. Довженко — патриот делает ударение на идее: наши воины «герои великого грозного времени»; победа над немецкими захватчиками — «это будет большая гордая правда на множество столетий».




Осуждение войны в киноповести Александра Довженко «Украина в огне»