Освещение Гоголем темы «чин и человек»
В освещении темы «чин и человек» Гоголь продолжал и развивал те идеи, которые были воплощены в творчестве писателей предшествующего периода. Грибоедов в «Горе от ума» раскрыл столкновение передового человека эпохи с закостеневшими формами жизни, с представлениями, нормами поведения привилегированной среды. Идеал Фамусова — екатерининский вельможа Максим Петрович, который ловко умел добиваться наград и чинов.
Друг и единомышленник Фамусова Скалозуб заявляет: «Да, чтоб чипы добыть, есть многие каналы; об них как истинный
Горячее, возбужденное преклонение перед высоким рангом, чином вызывает негодование Чацкого. Он не может мириться с унижением достоинства человека, с тем, что человеческая личность сама по себе никак не ценится.
Мундир! Один мундир! Он и прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету; II нам за ними и пуп, счастливый!
И и женах, дочерях к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть. Всякое отклонение от культа звания и сана в обществе Фамусовых и скалозубов встречается
Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется: враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышены! в чин, В пауки он вперит ум, алчущий познаний, Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным. Они тотчас: — разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным!!
Намеченная Грибоедовым тема получила в творчестве Гоголя не только более широкое раскрытие, но и сатирическое наполнение. Показывая преклонение перед чином, Гоголь глубоко охарактеризовал ничтожество его носителей. Тема подмены человеческого достоинства званием развивается не только в «Невском проспекте» и «Носе», но и в «Ревизоре», «Мертвых душах», получая каждый раз новое освещение.
В отличие от романтических повестей, в которых обычно трактовались метафизические проблемы, основная тема «Записок сумасшедшего» — тема большого социального напряжения. Гоголь развивает ее, воплощая образ человека смятенного сознания. С поразительной проникновенностью писатель рисует болезнь героя, ее историю, устанавливает ее истоки.
Однако отнюдь не сам по себе процесс течения болезни интересует писателя; его внимание привлекает в первую очередь социальная атмосфера, определившая смятенность героя, характерные черты человека, который оказался под воздействием сложных обстоятельств, те жизненные противоречия, с которыми сталкивается герой. Если в «Невском проспекте» судьба «маленького» человека изображена в сопоставлении с судьбой другого, преуспевающего» героя, то в «Записках сумасшедшего» внутренняя коллизия выявляется в плане отношения героя к аристократической среде и одновременно с тем в плане столкновения жестокой жизненной правды с иллюзиями н ложными представлениями о действительности.
Герой «Записок сумасшедшего» Поприщин находится на самом низу иерархической лестницы. По своему положению он весьма далек «от власть имущих». Его причастность к сильным мира сего выражается лишь в том, что он очинивает перья для своего начальника.
Подавленный окружающей средой, Поприщин высказывает чувство огромной горечи и обиды. Из глубины души у него вырывается протест против социальной несправедливости, общественного неравенства. Поприщина мучительно терзает мысль о том, почему в обществе все так устроено, что одни блаженствуют, а другие страдают. «Я несколько раз уже хотел добраться, отчего происходят все эти разности. Отчего я титулярный советник, и с какой стати я титулярный советник?»
Острую неприязнь вызывают у Поприщина люди, владеющие всеми благами мира, стоящие наверху общественной пирамиды. «А вот эти все, чиновные отцы их, вот эти все, что юлят во все стороны и лезут ко двору и говорят, что они патриоты, и то и се: аренды, аренды хотят эти патриоты! Мать, отца, бога продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы!» Недовольный устройством жизни, Поприщин готов признать полную несправедливость социального неравенства, готов признать одинаковые права людей всех сословий па жизненные блага. «Ведь через то, что камер-юнкер, не прибавится глаз на лбу. Ведь у него же нос не из золота сделан, а так же, как и у меня, как и у всякого».
Однако общественный протест у Поприщина уживается с болезненным стремлением «возвыситься», войти в круг «избранных», приобрести богатство.
Освещение Гоголем темы «чин и человек»