ОТЧЕГО, ПОЧЕМУ КАК, ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ ПЕРСОНАЛЬНО

ОТЧЕГО, ПОЧЕМУ КАК, ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ ПЕРСОНАЛЬНО

Пожалуй, практически нет таких вопросов, на которые не ответил бы реализм. Или на которые не мог бы отве­тить. Суть этой художественной системы — в анализе: отчего здесь, а не в другом месте, почему так, а не иначе.

Именно поэтому реалисты в поисках обусловленностей так часто углубляются в историю рода, семьи, круга, и далее — изучают жизнь государств и континентов че­рез призму историй семей.

Начиналось все с отдельной человеческой личности: чтобы объяснить Онегина, Пушкину

понадобился корот­кий экскурс в онегинское детство, чтобы понять отца Го­рио, Бальзаку потребовалось восстановить его биографию, чтобы описать мадам Бовари, Флоберу нужно было начать с маленькой девочки Эммы. Воспитание, образование, среда — вот что, по мнению реалистов, делает человека тем, кем он в итоге становится.

Дальше — больше. Передаются ли по наследству пороки и добродетели? Почему в одной семье рождаются сплошь монахи, в другой — сплошь революционеры, а в третьей — торговцы?

Почему герой поступает так, а не иначе? Каким образом мотивируется его поведение?

Именно реализм дал мировой

литературе обстоятельные исследования человека в разрезе его рода. «Руггон-Маккары» Эмиля Золя, «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси, «Будденброки» Томаса Манна — масштабные, скрупулез­ные, практически научные труды, посвященные формиро­ванию личности, ее социализации, реакциям на общест­венные потрясения, поведению в тех или иных ситуациях.

Свойство реалистических героев подметил еще Пуш­кин, у которого Татьяна Ларина «взяла да и замуж вышла», хотя автор этого от нее «никак не ожидал»: герой зависит не от авторской воли, а от логики развития событий. Ну не мог Обломов пойти служить, сколько бы ни хотели этого Гончаров и Андрей Штольц. Не мог Раскольников умилен­но бить поклоны в тюремной камере, как бы ни надеялся на это Достоевский.

Не могла Ларина ответить на любовь Онегина, как бы страстно ни желали этого все читающие девятиклассники.

Поэтому реализм так легко производит на свет исто­рический роман, политический детектив или, например, беллетризованную биографию — потому что в нем, как и в жизни, все имеет причину и следствие. Роль же автора в реалистическом произведении — это космическую логи­ку уловить, воспроизвести и доказать.

Самая сложная, кстати говоря, художественная роль.




ОТЧЕГО, ПОЧЕМУ КАК, ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ ПЕРСОНАЛЬНО