ОТЧЕГО, ПОЧЕМУ КАК, ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ ПЕРСОНАЛЬНО
ОТЧЕГО, ПОЧЕМУ КАК, ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ ПЕРСОНАЛЬНО
Пожалуй, практически нет таких вопросов, на которые не ответил бы реализм. Или на которые не мог бы ответить. Суть этой художественной системы — в анализе: отчего здесь, а не в другом месте, почему так, а не иначе.
Именно поэтому реалисты в поисках обусловленностей так часто углубляются в историю рода, семьи, круга, и далее — изучают жизнь государств и континентов через призму историй семей.
Начиналось все с отдельной человеческой личности: чтобы объяснить Онегина, Пушкину
Дальше — больше. Передаются ли по наследству пороки и добродетели? Почему в одной семье рождаются сплошь монахи, в другой — сплошь революционеры, а в третьей — торговцы?
Почему герой поступает так, а не иначе? Каким образом мотивируется его поведение?
Именно реализм дал мировой
Свойство реалистических героев подметил еще Пушкин, у которого Татьяна Ларина «взяла да и замуж вышла», хотя автор этого от нее «никак не ожидал»: герой зависит не от авторской воли, а от логики развития событий. Ну не мог Обломов пойти служить, сколько бы ни хотели этого Гончаров и Андрей Штольц. Не мог Раскольников умиленно бить поклоны в тюремной камере, как бы ни надеялся на это Достоевский.
Не могла Ларина ответить на любовь Онегина, как бы страстно ни желали этого все читающие девятиклассники.
Поэтому реализм так легко производит на свет исторический роман, политический детектив или, например, беллетризованную биографию — потому что в нем, как и в жизни, все имеет причину и следствие. Роль же автора в реалистическом произведении — это космическую логику уловить, воспроизвести и доказать.
Самая сложная, кстати говоря, художественная роль.
ОТЧЕГО, ПОЧЕМУ КАК, ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ВИНОВАТ ПЕРСОНАЛЬНО