Отцы и дети в романе Тургенева

«Отцы и дети» — роман, отразивший противостояние двух об­щественных сил, сложившихся в России к 60-м годам XIX в., — либеральных дворян и демократов-разночинцев. Название имеет двойной смысл: помимо противостояния идейно­политических сил это и вечная проблема поколений.

Молодое поколение представляют два персонажа романа — Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Но в идеологическом плане к «детям» принадлежит только Базаров. Он воплощает поколе­ние, которое сознательно отрицает и уничтожает то, что, по его мнению, тормозит развитие

общества.

Это одинокий герой, в целом трагическая фигура.

Тургенев отразил в Базарове многие типические черты раз­ночинцев. Он — человек из народа, помнящий, что его «дед зем­лю пахал». Базаров близок к народу, к нему тянутся простые люди, чувствуя, что он «свой брат, не барин», о чем герой гово­рит «с надменной гордостью».

Хотя Базарову иногда кажется, что русский мужик — «таинственный незнакомец», но он знает жизнь народа и уровень его сознания.

Демократизм Базарова отражен в чертах его лица, в одежде, во всем внешнем облике. Базаров привык трудиться. Даже на отдыхе в усадьбе

Кирсановых он постоянно чем-то занят. Он увлечен естественными науками, свои занятия считает важной общественной задачей.

Основой его мировоззрения является материализм. Базаров — практик. Он стремится во всем найти целесообразность, пользу.

Отсюда его нигилизм в отношении к искусству, к красоте при­роды, к любви. Тургенев показы­вает, что Базаров склонен из принципиальности и любви к логике доводить свой материализм и практицизм до самых последних ступеней, до вульгарного материализма и даже цинизма.

Образ Базарова полнее всего раскрывается в столкновениях с представителями «отцов». Увлеченный мощью натуры Базарова, Аркадий Кирсанов тем не менее не может быть его соратником; по определению Базарова, он «либеральный барин». Но, желая идти в ногу со временем, Аркадий пытается найти идеал вне дворянской идеологии, хотя, как оказывается, базаровская ему совершенно чужда. Аркадий прав, отстаивая в спорах с Базаро­вым ценность искусства, поэзии, природы как источника кра­соты.

Но он хранитель традиций «отцов» не только в отношении культуры, а и в идеологии.

Главным идеологическим противником Базарова является Павел Петрович — аристократ, не умеющий говорить с народом, анг­ломан, человек с «щегольски-сухой душой». Он совершенно ото­рван от народа, от национальной почвы: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Этот лапоть — все, что связывает Павла Петровича с родной землей. Поэтому самоуве­ренно он считает, что верноподданный народ никогда не пой­дет за бунтарями, каким ему представился Базаров.

Павел Пет­рович — антагонист Базарова во всем, начиная от привычек, манеры одеваться, отношения к искусству и заканчивая отноше­нием к общественному устройству. Базаров отрицает все, даже то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить», — крепостное право, религию, самодержавие. В Павле Петровиче много досто­инств и прежде всего — «безукоризненная честность», щедрость, «заступничество за крестьян». Однако его «принципы» отжили свой век, что особенно ярко показала дуэль.

Николай Петрович Кирсанов, «красный барин», много тру­дится, чтобы улучшить жизнь крестьян. Он сторонник постепен­ных реформ, типичный дворянин-либерал, думающий, что длин­ными речами можно «вразумить» мужиков. Николай Петрович пытается понять Базарова, чувствует, что «за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами…».

Воз­можно, романтик и эстет, деликатный и мягкий, Николай Пет­рович понимает, но не хочет сказать, что это «что-то» — жест­кая принципиальность и грубая сила материализма, появление которого было исторически закономерно.

Базаров в спорах с «отцами» оказывается победителем, но спора с жизнью некоторые его принципы не выдерживают.

Тургенев писал, что в Базарове ему «мечталась фигура су­мрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Смерть Базарова — последний трагический аккорд в заверше­нии характера героя, свидетельствующий, что время Базаровых еще не пришло.




Отцы и дети в романе Тургенева