Отечественная война 1812 года в русской литературе

Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси.

Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет.

В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов.

Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях — лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казенных типографий. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году. Правда, в то время ее богатейшее книжное

собрание оставалось недоступным массовому читателю.

Первую треть XIX называют Узолотым векомФ русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Еще в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города.

Петербургский классицизм — это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора.

Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге — самое большое здание, возведенное в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца.

Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, — это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внес свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлевский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия.

В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие.

Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры.

Некоторые помещики становились антрепренерами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С.

Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актера.

Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского УРевизораФ, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки УЖизнь за царяФ.

Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки УРуслан и ЛюдмилаФ публика встретила холодно. В те времена еще далеко не все осознавали подлинное значение его творчества.

Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилев обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту.

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина называют УЗолотым векомФ русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия.

В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось.

Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убежденным патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества.

В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в ее могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А.

С. Пушкин — гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Все, что им создано, — это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: УГордиться славою своих предков не только можно, но и должно…

Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…Ф Еще при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли УВечера на хуторе близ ДеканькиФ. Первая печатная форма УРевизораФ появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков. Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю.

Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение УСмерть ПоэтаФ, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счете определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны.

Кроме того, в середине XIX века все более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.




Отечественная война 1812 года в русской литературе