Открытый урок по «Слову о полку Игореве»

НА ДОСКЕ: 1) Тема — «Значение «Слова о полку Игореве» для развития культуры; 2) Рисунки-символы Юрия Селиверстова ; 3) Изображения Дмитриевского собора во Владимире, Софийского собора в Новгороде, Спаса нерукотворного; 4) Выставка книг по «Слову»; 5) У всех учащихся — ария Игоря Светославича в плену, м\фон; 6) На стенде — газета «Слово» Цели и задачи урока: художественной памятью «Слова о полку Игореве» связать конкретные события отечественной истории с общегуманными проблемами развития человечества;

Связать прошлое

с настоящим, прививая любовь к Отечеству, гордость за свою Родину; учить анализировать художественный текст, самостоятельной поисковой работе по заданной теме; прививать интерес к культуре Родины; обучение монологической и диалогической речи, подготовка к домашнему сочинению по изучаемому произведению. Подготовка: сообщения учащихся, чтение наизусть, выпуск газеты.

Ход урока: Учитель: Русская литература возникла как чуткий отзвук на все, что могло волновать человека, и стала художественной памятью того, что кровью сердца вливается из прошлого в настоящее, что предостерегает судьбу отчизны от несчастий,

что обеспечивало единство великой русской земли, ее самобытность и национальную независимость. Ранней и самой замечательной исторической песней было «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором. Сегодняшний урок — наш последний разговор на эту тему, подготовка к сочинению по «Слову о полку Игореву». 1)Какое впечатление «Слово» произвело лично на вас? Что вас взяло за душу? +наизусть слова русского писателя Владимира Чивилихина 2)Но «Слово» — это лишь отголосок, отзвук той тревожной эпохи.

А чем же интересен XII век, почему мы вновь и вновь обращаемся к нему? — сообщение уч-ся о культуре XII века, учебник, страницы 35-36 + книга Д. С. Лихачева «Слово культуры его времени» 3)Но, может быть, не стоит нам ворошить прошлое, тем более воспоминания совсем не о героическом походе русских витязей против половцев. Зачем мы вновь и вновь обращаемся назад, зачем нам память о прошлом? 4)А почему так глубок интерес к культуре Древней Руси? — Память о прошлом, знание прошлого — это приобщение каждого гражданина к истории, к культуре, к делам и подвигам предков — ПРИРАСТАНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ. Оттого изучение наследия русского народа — неотъемлемая часть проявления любви к своему народу.

И совсем не странно, что интерес к Древней Руси и ее искусству, к ее прошлому очень велик, и не только в нашей стране, но и во всем мире.

Достаточно сказать, что первые 20 томов Трудов отдела древнерусской литературы АН СССР переизданы за рубежом дважды — в США и ФРГ. Литературные памятники Древней Руси переводятся и издаются даже в Японии, Индии, Финляндии, Турции, Италии. 5)Какие страницы «Слова» вас поразили больше всего? 6)Давайте остановимся на двух немаловажных моментах Песни: плен Игоря и плач Ярославны

А) заслушать арию Игоря Ни сна, ни отдыха измученной душе… Мне ночь не шлет отрады и забвенья, Лишь прошлое я вновь переживаю Один в тиши ночей. И божье знаменья угрозу, И бранной славы пир веселый, Свою победу над врагом, И бранной славы горестный конец, Разгром, и рану, и мой плен. И гибель всех моих полков, Честно за Родину головы сложивших.

Погибло все: и честь моя, и слава. Позором стал я земли родной. Смерть, постыдный плен — Вот удел отныне мой…

А мысль, что все меня клеймят?

Припев: О, дайте, дайте мне свободу, Я свой позор сумею искусить. Спасу я честь свою и славу,

Я РУСЬ ОТ НЕДРУГОВ СПАСУ. 7) Какие мысли не дают покоя князю? Как это отражено в музыке? Что он чувствует и как это показано?

8) Почему Игорь так надеется, что чуткое сердце «голубки лады» поймет и простит его? О чем он сожалеет? 9) «И нет исхода мне!

Ох, тяжко, тяжко мне! Тяжко сознанье бессилья моего!» — последние слова арии. Как вы их понимаете?

Именно Игорь, горя желанием вкусить Дону великого или «копие приломите конец поля Половецкого», прогнал благое время. И застонал Киев от горя, а Чернигов — от набегов. 10)Отчего же нам все-таки жаль Игоря? Что в его арии трогает душу?

А) Что главное в его монологе: дайте свободу, что бы искупить личный позор? 11)Чтение «Плача Ярославны» в переводе Ивана Ивановича Козлова, поэта, переводчика, современника Пушкина. Литературным творчеством занялся после того, как ослеп в 1821 году. Его так же, как и Пушкина, привлекала красота и поэтичность «Слова».

Перевод «Слова» , а именно «Плача Ярославны» он посвятил княгине Зинаиде Александровне Волконской. 12)»Плач Ярославны…» А что такое «плач» на Руси и чем интересен плач самой Ярославны? 10)Вы слушали плач Ярославны в нескольких переводах.

Что между ними общего? Есть ли различие? Плач Ярославны — это плач, горе только самой Ярославны? — горе всех женщин земли русской, мужья и сыновья которых ушли на войну выполнять тяжкий, но почетный долг — защищать родину от супостата.

13) Теперь давайте подведем итог: Повлияло ли «Слово о полку Игореве» на дальнейшее развитие культуры Руси?

(Пушкин в «Сказке о мертвой царевне… «, обращениях Елисея к Ветру, Солнцу и Месяцу следует традиции древней Руси; так же многозначительно то, что к переводу «Слова» обращались многие русские поэты: Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий, Рыленков, Я.

Купала, Т. Шевченко, Ф. Глинка, И. Бунин, М. Волонин, В. Хлебников, А. Мей.

По подсчетам К. И. Чуковского — 44 и 45 раз — и всякий раз по-другому. Каждая эпоха отражала свое, каждый переводчик тоже. Наши современники также не обошли «Слово» вниманием. Это и Андрей Чернов, и Игорь Шкляревский, и Д. С.

Лихачев. Давайте напомним себе отрывок из переложения «Слова» нашего современника, читинца, Михаила Вишнякова, работавшего над переложением 15 лет. Он считает перевод «Слова» главной работой в своей жизни.

Не начать ли, братья и друзья, о походе Игоревом Слово? Долго помнит Русская земля кровь и раны князя удалого. Поведем же горестный рассказ по уставу воинского стана, по былинам, что дошли до нас, а не вещим вымыслам Бояна… Были годы древнего Трояна. Были Ярослава времена.

Помнит Русь полынные курганы да князей старинных имена. Русь была свободною землею: русым полем, красною зарею, темным дубом на семи ветрах, первым станом, первою золою на крутых днепровских берегах. Невеселая година, братья.

Не воскреснуть Игоревой рати. Мертвые коней не оседлают — пыль копыт в свой след не оседает. Уж Обида, обостряя раны, Прилетела в светлый край Бояна. Возле моря синего, у Дона, видя толпы русского полона, заплескала ветром и грозой, залилась горючею слезой.

Перестали главные князья охранять заставы и пределы. Потемнели небо и земля, и трава от горя поседела. Что ни день, то черный гул набата. Это брат идет войной на брата. Князь на князя наступает ежась: «То мое, — кричит, — И то мое же!» Малую обиду, как большую, Раздувают братья и бушуют.

О себе лишь в гордости радеют. Половцы же скачут по уделам. Малой силой, быстрыми бросками Русь терзают острыми клыками.

Чем отличается перевод М. Вишнякова, нашего современника, от плача Ярославны, написанного Иваном Козловым, современником Пушкина. — Ритм более быстрый, современный, создается впечатление, что речь идет о событиях недавних. Но идея остается та же — призыв к борьбе за свободу родины, боль за погибших… 14)Но «Слово» звучит не только устно, оно повлияло на развитие ВСЕЙ культуры: «Слово» в музыке и изо — подготовка учащихся д/з 15)Не оставили без внимания «Слово» наши современники — художники-символисты.

Обратите внимание на иллюстрации Юрия Селиверстова к «Слову»… В чем их символический смысл? Как вы их понимаете? ИТОГ: 1)В чем главное значение поэмы? — В ее идее: единение славян перед нашествием врага.

2)Эта мысль проходит через века и, самое главное, — она была высказана вовремя. И долго будут помнить русичи слова неизвестного автора: — ОТ УСОБИЦ КНЯЖЬИХ — ГИБЕЛЬ РУСИ!

— БРАТЬЯ СПОРЯТ — ТО МОЕ И ЭТО! — ЗЛОЙ РАЗДОР ИЗ МАЛЫХ СЛОВ ЗАВОДЯТ, — НА СЕБЯ КУЮТ КРАМОЛУ САМИ, — А НА РУСЬ С ПОБЕДАМИ ПРИХОДЯТ — ОТОВСЮДУ ВРАГИ ЛИХЫЕ. 3)Актуально ли это произведение сегодня? 4)Мальчики, наши защитники, мы живем в трудное время.

Пусть же вас воодушевляет к подвигам и неизвестный поэт XII века.

Н Е лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.

Невозможно не любить свою Родину, о чем говорит нам поэт далекого XII века, не защищать ее. Поэтому ваше домашнее задание будет связанно с темой нашего сегодняшнего урока — написать сочинение «Непреходящее значение «Слова о полку Игореве», можно с иллюстрациями. Пивторан Оксана Сергеевна, г. Улан-Удэ




Открытый урок по «Слову о полку Игореве»