Открываю своего Павла Тычину

Говорят, поэты расцветают раз в век. Если считать так, то Павел Тычина расцвел в молодые года, когда появились «Солнечные кларнеты» , «Вместо сонетов и октав», «Плуг» , «В космическом оркестре» , «Золотой гул» , «Ветер из » . Это в самом деле непревзойденная, выдающаяся поэзия, в которой переплелись и красота человеческих чувств, и события революции и гражданской войны на Украине как надежды на социальное, национальное и духовное освобождения, и жестокое разочарование действительностью. Наверное, можно сколько угодно

говорить сейчас об «непоследовательности » поэта, его «раздвоенность», но, я думаю, сначала надо посмотреть на тогдашние события глазами молодого художника, пропустить их через его впечатлительное сердце. И только тогда, осознав истоки трагедии Тычины, можно понять, почему и как в одном человеке соединились два поэта.

Именно таким увидел я «своего Тычину».

С одной стороны — «Вы знаете, как липа шелестит», «Когда в твои глаза вгляжусь», «Пастели», «Памяти тридцати. С другой — «У имени человека», «Партия ведет», «Коммунизм дальше видит». Очень хочется ответить на этот

вопрос так, чтобы и другие поняли и полюбили его, как я. Вот он возникает перед нами автором «Солнечных кларнетов»: молодой интеллигентный талантливый юноша, который внимательно вглядывается в мир и напряженно ищет ответы на вопрос: в котором связи находятся природа и люди, добро и зло?

Что есть определяющим? Поет доходит до вывода, что все в мире взаимосвязано. Это открытие исполняет его радостью, и ею он делится с нами:

Рощи шумят Я слушаю. Тучки бегут Любуюсь.

И постепенно события Первой мировой войны убеждают П. Тычину, что этот воспетый им мир такой далекий от гармонии. Но молодое сердце стремится крепкая вера в добро и создает его, — так появляются стихи цикла «Гармоничное», «Кто-то гладил нивы», «Голубизна мою душу овеяла», Мне кажется, что именно вера в гармонию мира, оптимизм отличали поэта из его предшественников и современников. А еще — предчувствие революции. Именно довольно родились строки:

Гей, ударьте в струны, кобзари, Вдохновите сердца песнями! Украинский флаг и вверху Будто солнце над стелами…

И снова — радость, праздник, небывалый подъем в «Золотом гуле». И появляется предчувствие беды: Черная птица — у него глаза — когти!

Черная птица из гнилых закоулков души, Из поля боя прилетел, Кряче. Или это — не гениальная прозорливость, которая заметила ту трагическую границу, которая проляжет между людьми, даже родными по крови? И снова — не смотря ни на что — жизнеутверждающий финал, вера в победу силы добра, в силу народа:

Я — неугасимый Огонь Прекрасный, Вечный дух.

Поздравляй же нас ты с солнцем, голубями. Я сильный народ! — с солнцем, голубями. Но мечта так и осталась мечтой.

Страна была обречена. Революция 1917 года вместо социального освобождения принесла на украинскую землю реки крови. Разрушаются семьи, расшатываются вековые моральные основания народа.

Тычина-поэт верил в революцию, ждал и боялся ее. Отсюда и обостренное восприятие окружающего, предчувствие беды, жгучая боль за Украину, за свой народ: Кто же это так с тебя насмехаться смел? Кто твое сердце чем загородил?

Я почти физически ощущаю ту боль, которой преисполнена каждая строка стиха, так как «рубились, бились родные, свои»; а те, кого считали братьями, предали Украину. Стих заканчивается многозначным вопросом, который, без сомнения, есть прозрачно-риторическим: ответа не надо, он — очевидный:

Кто же так люто бросил на растерзание нас? Мне кажется, что именно здесь и содержатся те истоки «раздвоенности» Тычины, которая позднее переросла в трагедию его таланта. Так, Павел Тычина — гениальный, но глубоко трагический талант.

И с этим нельзя не согласиться! Он любил жизнь во всех ее проявлениях и учил этому чувству читателей. Он, я убежден, любил людей: из прошлого, современников и будущих земляков.

Наверное, это надо понять душой и кланяться гениальному художнику за его сердце и талант.




Открываю своего Павла Тычину