Отношение фамусовского общества к Чацкому по комедии Горе от Ума

Новые веяния пришли в Россию после победы в войне 1812 года. Как всегда при внедрении новой идеологии, произошла поляризация высшего общества, а правительство консолидировало вокруг себя консервативные силы, которые были призваны бороться с вольнодумием. Именно это общество, которое не хотело и активно сопротивлялось переменам, и стало прототипом фамусовского общества для А. С.

Грибоедова при создании «Горя от ума».

Один из главных персонажей автор сделал П. А. Фамусова, воплощающего в себе идеологию и характерные черты «века

минувшего»: лицемерие, крепостничество, невежество, слепое поклонение перед всем иностранным, готовность служить исключительно ради денег и получения материальной выгоды. Конечно, Фамусов не лишен нормальных человеческих чувств. Он желает добра своей дочери.

Такого, каким он сам себе его представляет. Счастье дочери он видит только в удачном замужестве: «Желал бы зятя он с чинами и со звездами».

Главной же чертой Фамусова, как и его общества, является приверженность к крепостничеству. Ярким тому примером является отношение Хлестовой к своей новой «игрушке» арапке.

Невежество и нежелание учиться

и учить своих детей, ненависть ко всему новому и для них непонятному — вторая отличительная черта фамусовского общества. Даже упоминание об университетах и книгах вызывает у них бурю негативных эмоций: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да и сжечь». Учителей для детей они приглашают не с целью дать им достойное образование, а только отдавая дань моде. Чацкий насмехался над миром Фамусовых, издеваясь над «чахоточным» из ученого комитета, который «книгам враг».

Любой образованный человек, например, такой как, двоюродный брат Скалозуба, «выдавливается» таким обществом, не принимается этим «избранным» обществом. Люди, которые стремятся к знаниям, им не понятны и вызывают недоумение: «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится».

Члены общества позиционируют себя патриотами, однако, как только слышится призыв к возврату к национальному, опять возникает чувство протеста и презрения к говорящему, ведь неотъемлемой частью их «культуры» является поклонение перед всем иностранным и плохо скрываемое презрение к русскому языку, да и вообще ко всему русскому.

Не понимая, зачем учить детей, не осознавая значение повышения общей образованности общества, всей душой ненавидя образование в любой форме, они вынуждены следовать моде, чтобы соблюсти свой иллюзорный статус в обществе.

Даже человеческие чувства проявляются в угоду необходимости, для достижения материального благополучия, ради получения определенного социального статуса или денежной должности: например, Молчалин считает, что обязан любить Софью «по должности». Это есть истинная цель любого члена фамусовского общества! Фамусов считает идеальным примером для подражания в жизни Максима Петровича, который не гнушался никакими способами продвижения по служебной лестнице — от подлости до полной потери чувства собственного достоинства.

Гиперболизирован образ Антона Антоновича Загорецкого, которого Грибоедов называет мошенником и плутом. Антон Антонович угождает всем — от Софьи и Хлестовой до государства, окончательно теряя свой человеческий облик.

Другая разновидность члена фамусовксого общества, также весьма востребованного государственным строем — это Скалозуб, человек военный, однако, безынициативный, весьма ограниченный. Однако именно эти черты в том обществе давали ему значительные преимущества в карьерном росте.

Не менее колоритные представители общества «века минувшего» являются Репетилов — «повторяльщик чужих мыслей», который воображает себя гением слова, Ипполит Маркелович Удуштев, посещающий строго по четвергам «тайные общества» изображены Грибоедовым уже в такой гротескной форме, с такой едкой сатирой, что эти персонажи вызывают у читателя улыбку, а то и смех.

Кроме основных персонажей в пьесе присутствуют и «несценические» персонажи в большом количестве, которые призваны дополнять и подчеркивать основные черты фамусовского общества Москвы того времени. В целом в пьесе А. С. Грибоедова показано общество, которое уже мертвенно, нежизнеспособно, и должно уступить место новым, передовым идеям. Гончаров отметил, что Грибоедову удалось перенести в комедию дух московских гостиных, учесть все психологические детали, показать весь спектр столичного барства XIX века.




Отношение фамусовского общества к Чацкому по комедии Горе от Ума