Отношение к революции в творчестве С. А. Есенина

1. Роль революции в творчестве Есенина. 2. Смысл поэмы «Анна Снегина» 3. Герои — антиподы: Прокл и Лабутя. 4. Анна Снегина как символ лишней, ускользающей красоты. 5. Двойственное отношение поэта к революции. Небо — как колокол, Месяц — язык, Мать моя — родина, Я — большевик.

А. А. Блок Прокатившаяся по всей России лавина революции отставила много воспоминаний после себя. Эти воспоминания и эмоции — радостные, связанные с надеждой на новое, светлое будущее, и печальные, связанные с разочарованием в нем — остались у каждого участника

и свидетеля. Многие поэты и писатели — современники революции передавали свои ощущения от нее через произведения, навсегда запечатлевая образ революции.

Есть такие произведения и в творчестве С. А. Есенина. Поэма «Анна Снегина» играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли — предчувствия по поводу дальнейшей судьбы постреволюционной России. Сам автор считал поэму программным, лучшим своим произведением.

Во многом поэма стала биографичной. Лирический герой произведения, получивший такое же, как и у автора имя Сергей, и от лица которого

ведется повествование, приезжает в родное село Радово в промежуток между двумя революциями 1917 года — Февральской и Октябрьской. Вскользь он замечает: «Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне», тем самым давая читателю понять, что Керенский — калиф на час.

Возница, с которым Сергей возвращается домой, рассказывает герою о том, что происходило в селе. Первая картина, обрисованная им, кажется идеальной: Мы в важные очень не лезем, Но все же нам счастье дано. Дворы у нас крыты железом, У каждого сад и гумно. У каждого крашены ставни, По праздникам мясо и квас. Недаром когда-то исправник Любил погостить у нас.

Жители села Радово, как читатель может узнать из того же рассказа, умели ладить и с прежней властью: Оброки платили мы к сроку, Но — грозный судья — старшина Всегда прибавлял к оброку По мере муки и пшена. И чтоб избежать напасти, Излишек нам был без тягот. Раз — власти, на то они власти, А мы лишь простой народ. Однако идиллическая картина жизни радовских крестьян была разрушена еще до революции из-за жителей соседней деревеньки Крикуши, где «житье… было плохое — почти вся деревня вскачь пахала одной сохою на паре заезженных кляч».

Главный среди крикушан Прон Оглоблин, в одной из сходок с крестьянами Радова, убивает их председателя. Об этом возница из Радова говорит следующее: С тех пор и у нас неуряды. Скатилась со счастья вожжа. Почти что три года кряду У нас то падеж, то пожар.

Необходимо отметить, что начало плохой жизни крестьян приходится на первые годы мировой войны. А затем пришла великая Февральская революция. В этот момент приехавший домой Сергей узнает, что Прон Оглоблин, вернувшись с каторги, вновь стал идейным лидером крестьян из Крикушина.

Самому лирическому герою, размышляющему на тему «Как прекрасна земля и на ней человек», близок крестьянский народ, близки его чаяния и проблемы, хотя в сердце Сергея все еще жива любовь к местной помещице Анне Снегиной. Вместе с Проном Сергей приезжает в ее поместье в не лучшее для героини время — она получает известие о гибели мужа. Целью визита является попытка забрать землю помещиков в пользу крестьян.

При этом если Прон требует ее довольно грубо: «Отдай!.. Не ноги ж тебе целовать!» — то у Сергея хватает смелости остановить крикушанина: «Сегодня они не в духе… Поедем-ка, Прон, в кабак…».

Прон — человек бесшабашный. Друг Сергея, отзываясь о нем, явно не испытывает к нему особой симпатии: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян». Но характер этого персонажа все равно привлекает Сергея, ведь Оглоблин — бескорыстный, ратующий за интерес народа крестьянин.

После случившегося в первую революцию переворота Прон обещает: «Я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе». Но во время гражданской войны он гибнет на его место приходит его же родной брат Лабутя: …Мужик — что твой пятый туз: При всякой опасной минуте Хвальбишка и дьявольский трус. Таких вы, конечно, видали.

Их рок болтовней наградил. Есенин авторским отступлением так характеризовал этого героя: «Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук».

Действительно, он носил две царские медали и постоянно хвалился несовершенными подвигами на войне. С приходом революции он…Конечно, в Совете.

Медали запрятал в сундук, Но с тою же важной осанкой, Как некий седой ветеран, Хрипел под сивушной банкой Про Нерчинск и Турухан: «Да, братец! Мы горе видали, Но нас не запугивал страх…» Медали, медали, медали Звенели в его словах. Он первым начинает опись в имении Онегиных: В захвате всегда есть скорость: — Даешь!

Разберем потом! Весь хутор забрали в волость С хозяйками и со скотом. Самым же важным для понимания этого героя является тот факт, что во время расстрела бата большевиками Лабутя прячется, вместо того, чтобы защитить его. Поэт ощущает, что во время революций уцелели именно такие Лабути, а не Проны, остались в живых именно трусы, а не пусть грубые, но смелые люди. Поэта волновало и то, что именно такие персонажи чаще всего оказывались не только у народной власти, но и играли первые роли в руководстве партий и государства.

Не случайно Лабутя говорит о мнимой ссылке в Туруханский край. Это то самое место, где отбывал ссылку Сталин. Понимал автор поэмы и то, что при власти, во главе которой стоит Лабутя, мечты крестьян о счастье по образу села Радова никогда не станут явью.

И героиня поэмы, чей образ олицетворяет красоту, уезжает из России. В финале произведения из лондоновского письма, полученного героем от Анны, читатель узнает:

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, то ль в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

Теперь нам достигли силы.

Дорога моя ясна…

Но вы мне по-прежнему милы, Как родина и как весна. В новой России, превратившейся в нищие Крикуши, для красоты нет места. Стоит заметить, что села с такими названиями действительно существовали в родном Есенину Константиновском уезде.

Только они не соседствовали друг с другом. А располагались далеко друг от друга. Скорее всего автора заинтересовали говорящие названия: Радово, ассоциирующееся с словом «радость», и Крикуши, напоминающие «кликуши», «кричать».

В августе 1920 года поэт пишет: «…Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Скорее всего Есенин предвидел тот факт, что Советская власть не сможет удовлетворить крестьянские нужды, а, напротив, выжмет из них все и без того жидкие соки.

Потому, подобно своей героине, смотрел Есенин на красный флаг не только с надеждой, но и со страхом.




Отношение к революции в творчестве С. А. Есенина