Отношение М. Ю. Лермонтова к своему поколению
1. Разочарование в своем поколении в стихотворении «Дума». 2. «Герой нашего времени»: Печорин как типичный представитель поколения. 3. Драма «Маскарад»: образ князя Звездича.
В любом наряде буду я по праву Тоску существованья сознавать. Я слишком стар, чтоб знать одни забавы, И слишком юн, чтоб вовсе не желать. И. В. Гете Мотив разочарования в своем поколении так или иначе проходит через все творчество М. Ю. Лермонтова. В стихотворении «Дума» поэт обобщил основные идеи, возникшие у него в результате наблюдения за представителями
Далее поэт объясняет читателю, почему же «грядущее» его сверстников «иль пусто, иль темно». Причиной этого, как и мучительной скуки, бича поколения, является безразличие ко всему на свете: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы… Ни искусство, ни любовь, ни вражда не в состоянии преодолеть холодность и отчуждение, которое многие представители поколения Лермонтова испытывают к жизни: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в крови
Поэт невольно сравнивает свое поколение с людьми прошлых эпох: И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат… Нет, нынешнее поколение ничему не в состоянии отдать себя целиком, от души — ни наслажденьям, ни великим свершениям. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Образы типичных представителей поколения мы находим и в прозе Лермонтова. Роман, ставший одним из его самых известных прозаических произведений, не случайно назван «Герой нашего времени».
Этим названием автор хотел подчеркнуть, что характер Печорина в основных чертах является типичным для всего поколения вообще. В главе «Бэла» Печорин рассказывает о себе Максиму Максимычу, и это описание очень похоже на тот портрет поколения, который Лермонтов вывел в «Думе». В юности Печорин наслаждался «бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги», но они быстро ему надоели, что и неудивительно: обычно люди не ценят то, что достается им легко. Любовь не затрагивала глубинных струн сердца молодого человека.
Печорин сам объясняет, почему он охладел к наукам: «…Я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно…».
Однако если «Дума» проникнута духом обвинения и обличения, то в «Герое нашего времени» автор скорее сочувствует своему герою, чем обвиняет его, хотя и не скрывает его слабостей и пороков. Можно предположить, что причинами безразличия ко всему и мучительной скуки, владеющих Печориным, являются пресыщение удовольствиями и отсутствие четкой цели, к достижению которой он мог бы стремиться. Накануне дуэли с Грушницким Печорин так размышляет о цели своего существования: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных…». Эти страсти и погасили все благородные стремления в душе Печорина.
Он стал циником, то есть человеком, который, по меткому определению О. Уайльда, всему знает цену, но ничего не в состоянии оценить по достоинству. В романе «Герой нашего времени» повествование в основном ведется от лица самого Печорина, который излагает в дневнике свои мысли и наблюдения. Конечно, при такой композиции романа авторская позиция остается «за кадром».
В главе «Максим Максимыч» и в особенности в предисловии без названия, которые написаны от лица автора, а не его героя, мы находим некоторые указания на то, как автор относится к своему герою. Он дает описание внешности героя, добавляя и собственные соображения. Лермонтов указывает на то, что глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся», и делает вывод, что «это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». В целом же портрет «героя нашего времени» дается без выраженной симпатии или неприязни, скорее с интересом стороннего наблюдателя.
Та же позиция наблюдателя заявлена автором еще в предисловии, где Лермонтов пишет, что «Герой Нашего Времени… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Писатель отмечает, что ему было «весело рисовать современного человека, каким он его понимает», однако цели сделать какие-либо нравоучительные выводы, а тем более указать пути к исправлению поколения, он перед собой не ставил.
Портрет еще одного типичного представителя поколения мы находим в драме «Маскарад». Князь Звездич, как может, убивает время и деньги. Он мало задумывается о том, к чему могут привести его поступки, князь просто-напросто ищет развлечений, острых ощущений. Но, как метко говорит ему баронесса, скрыв лицо под маской: «Искать ты не умеешь». Болезнь князя Звездича та же самая, что и у Печорина, и других подобных индивидуумов.
Это безразличие, скука, отсутствие увлеченности хоть чем-то. Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей. Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь, — говорит Звездичу баронесса. В ее словах, обращенных к князю, звучит обвинение и ему, и его поколению, несмотря на любовь баронессы к Звездичу: Ты! бесхарактерный, безнравственный, безбожный, Самолюбивый, злой, но слабый человек; В тебе одном весь отразился век, Век нынешний, блестящий, но ничтожный.
Эти слова во многом перекликаются с лермонтовской «Думой». А каково же авторское отношение к князю Звездичу? Об этом мы можем догадаться по тем ситуациям, в которые Лермонтов помещает своего героя: князь дочиста проигрывается в карты, и лишь вмешательство Арбенина помогает ему с честью выйти из крайне щекотливого положения; позабыв о помощи, оказанной ему Арбениным, князь пытается любезничать с его женой; князю не удается достойным образом отплатить за пощечину, полученную от Арбенина, так как тот отказывается с ним драться на дуэли. Возможно, автор и сочувствует своему герою, но сочувствие это не лишено презрительного оттенка. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина.
Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Этими словами завершается лермонтовская «Дума»; ими же можно подытожить разговор об отношении Лермонтова к своему поколению.
Отношение М. Ю. Лермонтова к своему поколению