Отображение национального самосознания героев в произведениях Александра Довженко
Чтобы не создавал Александр Довженко, выполняя кощунственные партийные заказы, он оставался украинцем. И герои его произведений также были украинцами — большими и малыми, людьми, которые осознавали свою безоговорочную преданность родной земле во время отравленных фальшивых советских лозунгов о слиянии наций. Самобытные фигуры украинцев, изображенные в киношедевре «Земля», ошеломили мир.
В фильме и до сих пор поражают сцены в доме Билоконя, неистовство Фомы, который вкручивается в землю, как червь, кадры с невестой тракториста
А пожилые в «Земле» да и в предыдущих фильмах — это поэтическое воплощение извечных народных традиций. В «Земли» возникает во всей полноте наша Украина, мощный пульс жизни которой проходит сквозь сердца крестьян, сквозь небесный ливень света, который их озаряет и дает им родниковую силу. «Весь ясный подсолнечный мир, — читаем в сценарии, — стоял неподвижно, будто хор красивых детей, которые подняли в высоту свои радостные лица. А над «лицами» тихо сновали покинутые дедом золотые пчелы».
Величественная украинская
И угроза была осуществлена: освободители уничтожили людей во много раз больше, чем немецкие фашисты. Кто находился в плену, в окружении, кто выполнял любую работу в годы оккупации, был в УПА, кто отказывался вступать в колхоз — все они были подвергнуты репрессиям, а некоторые были просто расстреляны, и поэтому, когда отряды Красной Армии освободили первое украинское село, Александр Довженко не упал на родную землю на колени, не заплакал, а молчал, так как это была земля завоеванная, вечная пленница. Олицетворением Украины, воплощением наилучших черт украинского характера для Довженко, как и когда-то для Тараса Шевченко, была украинская женщина — мать, любимая, сестра. Галерея прекрасных женских образов создана в киноповести «Украина в огне».
Это и хранительница рода — Татьяна Запорожчиха, и ее дочь Олеся, и подруга Олеси — Христя Хуторная, и Мотря Левчиха и другие. Все они изображены автором с большой симпатией, но Олеся ближе всех его сердцу. Красивая и скромная, добродетельная и певучая, Олеся пела так громко и так прекрасно, как даже и не снилось ни одной артистке. Она была тонкой, одаренной натурой, тактичной, доброй, работящей и безупречно воспитанной честным родом.
Олеся, патриотка своей нации, глубоко переживает всенародную беду — оккупацию. Прислонив руки к груди, она чисто по-женски выкрикивает:
«Ой Бог мой! Что же оно будет с нами?». С «нами» — это с ее родом, с родным селом, со всей Украиной. Олеся любит свой край и ее патриотизм не декларативный.
Схваченная по дороге в Германию в третий раз и думая, что приходит ее последний миг, девушка из рода Запорожцев умоляет: «Дайте мне хотя горсть земли. Прошу вас. Родная земля моя».
Самым трагичным женским образом повести является образ Христи Хуторной, так как ее публично в партизанском отряде судят за искренность и правду — за доброе слово о своем мужчине, итальянском офицере. За то, что она не совершила ни одного преступления, ее, порядочную женщину, обозвали самыми грязными словами — «проституткой», «подстилкой»… и «националисткой».
Олеся и Христя — два основных компонента образа Украины: первая — ее поэтическая душа, а вторая — ее трагическая судьба. Если красоту и нежность Украины воспето в образах девушек и матерей, то ее силу и мужество воплощено в мужских образах, главным образом, в одной семье Запорожцев — Лаврине, главе рода, и пятерых его сыновьях — Романе, Иване, Савке, Григории и Трофиме. Запорожцы — люди трудолюбивые, стойкие, веселые и гордые.
Когда гордому Савке во время налета немецких самолетов советуют падать, он будто нехотя отвечает: «А с чего бы мне падать? Идем на войну и будем от первой бомбы падать?». Автор недаром выделяет образ Лаврина Запорожца, перед которым — казацкие традиции, а в нем и за ним — его род, его пятеро сыновей.
Выданный полицаем, схваченный фашистами, Лаврин не теряет мужества, с большим достоинством разговаривает с палачом. Силу он черпает в ненависти к оккупантам:
— Ты страдаешь? — Нет. — Почему? — Я тебя ненавижу.
Как атлант, как Антей, борется Лаврин с начальником полиции, и безоружный побеждает вооруженного. «Они били друг друга тяжелыми и ржавыми обломками своей трудной истории». Лаврин и в самом деле был человеком казацкой закалки: не только сам выиграл битву за свою жизнь, а и зажег жаждой свободы всех других в концлагере: «Поднимайтесь, кто сильный и смелый. Кто жить хочет, вылезай из могил!.. Ни шагу назад.
Вперед!» и произошло чудо: «Такого еще не видел ни украинский месяц, ни звезды. Запорожец один уничтожил половину вражеских автоматчиков… Он выводил людей на волю». Написано это в духе лучших традиций нашего народного эпоса.
Исторических песен и дум. Читаешь страницы, посвященные Лаврину Запорожцу, — и перед тобой растет и растет чуть ли не Прометеевская фигура, похожая на Байду, Сирко, Наливайко, Богуна, Тютюнника. Под стать Лаврину и его сыновья, особенно — Роман. И умирая шутит — это сказано об украинце.
Более всего в повести шутит разведчик Мина Товченюк. В гестаповских застенках на грозный вопрос:
«Где партизан Запорожец?» — отвечает: «Где куст, там и Запорожец, где лес, там и тысяча».
И не только шутит, играя словами, а действует с юмором. Пойманный и приведенный в штаб, он сумел залезть на печь и оттуда все выслушивать. Во время переполоха Мина мог убежать, но взял да и вернулся снова на печь, так как, дескать, еще не все выведал. Мина шутит даже под виселицей, приговоренный к смерти, смело всячески обзывает немцев. Когда же в село ворвались партизаны, Мина сняв петлю, начал по-хозяйски складывать веревку.
Так в образах Запорожце, Кравчины, Бесараба ожила в нашей литературе славная казацкая победа. Творчество Довженко убеждает, что существует патриотизм, который значительно глубже деклараций и лозунгов, он — в генетической памяти мозолистых рук труженика-земледельца.
Отображение национального самосознания героев в произведениях Александра Довженко