Отражение эпохи того времени в романе «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» — реалистическое произведение. А. С. Пушкин изобразил в нем современное ему дворянское общество 20-х годов XIX века, детально показав при этом,, как и чем живут дворяне не только в обеих столицах, но и в провинции. Для петербургского дворянства характерны суетность и мишурность: «везде поспеть немудрено». День главного героя Евгения Онегина — воплощение суеты: Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. ‘Что?

Приглашены? В самом деле, Три дома на вечер зовут… А затем — сменяющие друг друга развлечения.

Онегин живет по часам, не придавая смысла тому, что делает.

День у него начинается после полудня, он встает поздно — это одна из черт жизни аристократов. После обеда Онегин едет в театр, хотя тот и потерял для него очарование, стал чем-то обыденным, надоевшим:

Еще амуры, черти, змеи. На сцене скачут и шумят… А уж Онегин вышел вон; Домой одеться едет он.

Бал начинался в девять или десять часов вечера, но в обычае светских молодых людей было принято приезжать за полночь.

После ночного развлечения Онегин отправлялся спать: Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он. Евгений в рамках того

времени был человеком достаточно высокообразованным и хорошо воспитанным, хотя учился и воспитывался дома: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно.

А еще Пушкин отмечает, что Онегин «острижен по последней моде». В кабинете у героя «янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале».

В этом столичном обществе превыше всего ставится общественное мнение, которое создает особенный тип поведения: И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!

Основная черта провинциального дворянства — патриархальность, верность старине: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины. Среди провинциальных развлечений особое место занимает бал, причем новые веяния еще не проникли в глубинку, и поэтому в танцах господствует традиция: Еще мазурка сохранила Первоначальные красы: Припрыжки, каблуки, усы. В провинции женщины читают в основном сентиментальные романы.

Круг чтения Татьяны типичен для деревенской барышни: романы Ричардсона и Руссо, сонник Мартына Задеки.

Деревенские жители много едят. Пушкин с удовольствием описывает деревенские разносолы. Еда составляет чуть ли не самую существенную часть деревенской жизни.

Поместные дворяне — одна большая семья. Они любят посудачить друг с другом. Взаимоотношения дворян с крестьянами не являются самостоятельной темой в романе, о них лишь упоминается в связи с характеристикой основных действующих лиц: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зеркалом поместного дворянства может служить семья Лариных. Пушкин подробно описывает их быт.

Мать Ольги и Татьяны в молодости была московской барышней. Потом она вышла замуж за помещика, сначала плакала, а потом привыкла, стала полновластной хозяйкой:

Она езжала по работам Солила на зиму грибы.

В романе изображены также гости Лариных, которые приехали на именины Татьяны: С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздик, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; » Скотинины, чета седая… Уездный франтик Петушков, Мой брат двоюродный, Буянов, В пуху, в картузе с козырьком, И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут. Нетрудно заметить, что у всех гостей «говорящие» фамилии. И конечно же, все они неисправимые консерваторы.

Когда Онегин заменил барщину оброком, они назвали его опаснейшим чудаком и дружбу с ним прекратили. Там же, в деревне, встречались и лучшие представители дворянства. Таковы Ленский и Онегин.

Ленский стал близким другом Евгению. Он увлекался модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни мечтательной романтической поэзией. У Ленского много прекрасных задатков, но ему недостает знания и понимания действительности.

Он воспринимает людей как романтик и мечтатель.

Как и Онегину, Ленскому чуждо общество провинциального дворянства с его узкими интересами, но он идеализирует Ольгу Ларину — обыкновенную девушку, которая легкомысленно относится к любви. Ее образ — это пародия на сентиментальный портрет. Центральный женский образ в романе — образ Татьяны Лариной. Пушкин называет свою героиню «русскою душою», «ми’лым идеалом». В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным и с Ленским.

Татьяна поражает своеобразием, самобытностью. Онегин «нелюдим», живет «анахоретом», и Таня «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем свете.

Она проста и искренна.

Татьяну воспитывала крепостная няня. Няня Татьяны — подлинный представитель женщин из простого народа. Она рассказывает в романе о судьбе женщины-крестьянки. Жизнь в провинции течет размеренно, однообразно, но в то же время она не лишена определенного практического смысла, а в жизни московского общества «не видно перемен», «все на старый образец». В гостиных можно услышать бессвязный вздор.

В дворянском собрании собираются, чтобы показать новый жилет, похвастаться тем и этим. Московская жизнь скучна и пуста. Все в ней бледно, равнодушно: «Они клевещут даже скучно».

Вообще же Москва представляет собой как бы промежуточное звено между провинцией и Петербургом.

«Евгений Онегин» — в высшей степени оригинальное и национальное русское произведение. Роман Пушкина составил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе.




Отражение эпохи того времени в романе «Евгений Онегин»