Отражение этических и эстетических идей декабризма в комедии «Горе от ума»

«Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.

Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма; кроме того, поставленные в «Горе от ума» общественные вопросы разрешаются автором также, как решали

их декабристы.

В этом произведении, как в зеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов.

Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянского Просвещения XVIII века и романтизма и получила название «гражданский романтизм». Этика, то есть нравственные законы, обязывала героев произведений декабристов воспринимать общественное как свое личное, занимать, как мы сейчас говорим, активную гражданскую позицию. Таков, например, герой одноименной поэмы Рылеева Войнаровский.

Таков лирический герой «Послания Приклонскому» Раевского, который восклицает: «Для пользы

ближнего жить — сладкая мечта».

В один ряд с этими образами можно поставить и Чацкого, героя комедии «Горе от ума». Остроумный, красноречивый, Чацкий зло высмеивает пороки общества. Его неутомимый ум, богатый и образный язык находят для этого обильный материал, а направленность речей во многом схожа с идеями произведений поэтов-декабристов.

Вспомним знаменитый монолог Чацкого «А судьи кто?» В этом монологе Чацкий, а вместе с ним и автор, высмеивает дворян, живущих по канонам XVIII века, черпающих знания из «забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма». Чацкий обличает

И крепостников, продающих и меняющих людей на псов. Очень показателен здесь образ дворянина, который выменял на двух борзых преданных слуг, которые в трудную минуту «и жизнь и честь его спасали».

В другом монологе Чацкий обрушивается на галломанов, поклоняющихся всему иноземному, иностранному, особенно французскому.

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы». И это не случайно, так как герой не одинок в своем стремлении к переменам. На страницах комедии упоминается ряд внесценических персонажей, которых можно причислить к союзникам главного героя.

Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу, «в деревне книги стал читать», это профессора Петербургского педагогического института, это племянник княгини Тугоуховской князь Федор — химик и ботаник.

Образ Чацкого не только воплощает этику и эстетику декабристов, но имеет много общего и с реальными историческими лицами.

Чацкий оставил службу, как и Никита Муравьев, Николай Тургенев, Рылеев, Чаадаев.

Особенно много общего у Чацкого с Чаадаевым, написавшим «Философические письма», за которые был сурово наказан — объявлен сумасшедшим. Первоначально фамилия Чацкий писалась как Чадский.

Комедия «Горе от ума» была создана за год до восстания декабристов и как бы предвосхитила события на Сенатской площади.

Наследуя традиции Фонвизина, Грибоедов придал комедии гражданственное звучание, поднял образ резонера Чацкого до трагедийного героя уровня Гамлета, нарушив тем самым классический закон несмешения жанров. Можно сказать, что вместе с комедией «Горе от ума» родилась национальная драма. И русская драматургия, включая пьесы Гоголя, Островского, Чехова, унаследовала многие достижения великого драматурга Грибоедова.




Отражение этических и эстетических идей декабризма в комедии «Горе от ума»