Отрицание деградации личности в рассказах Серафимовича
Школьное сочинение на примерах рассказов «Любовь» и «Дочь». Фабула произведения «Дочь» предельно проста, и в этом скрывается глубокий смысл: очень уж просто и нелепо погибает человек, который верит только деньгам. Мать героини рассказа жертвует собой ради дочери: застраховав свою жизнь, она бросается под поезд. Дочь получает страховую сумму, выходит замуж.
С какой горькой иронией звучат слова автора: «Она была счастлива счастьем, купленным ей матерью!» А за счастье заплачено страшной ценой! Вдобавок ко всему ее муж не может
Фетишизация собственности, подчинение ей всех чувств и помыслов ведет к деградации личности. Угрюмо ворочающееся колесо мельницы в «Песках» и мельница, вокруг которой сосредоточены мысли и заботы бывших революционеров в рассказе «Любовь» , делает столь разных людей одинаково скучными, одинокими, лишенными самого основного — человечности. Есть, однако, и нечто особое в судьбах и характерах героев «Любви»: если в «Песках» героиня, отправляясь от мысли о своем куске хлеба, превращается в злую и жестокую собственницу,
Изображение именно таких людей делало рассказ Серафимовича особенно злободневным в период ренегатства, омещанивания буржуазной интеллигенции, принимавшей кое-какое участие в революции 1905 года.
В рассказах Серафимовича появляются и люди, которые преодолевают власть собственности, мужественно отстаивают право на свободу. Характерно, что такими героями часто выступают женщины, которым приходится терпеть особенно тяжелый социальный и семейный гнет. Бунтует Малаша, смело охраняет себя от участи рабыни Марьян-ка. «Неиссякаемое томление духа», «искание новых путей» выделяло, по словам Серафимовича, этих женщин в среде заскорузлых собственников с их корыстолюбием, жадностью, дикостью нравов. Подобно Катерине в «Грозе» Малаша готова предпочесть смерть рабству и издевательствам мужа и свекрови: «Удушусь… удушусь… ежели тронешь».
И она действительно пыталась покончить с собой, бросилась в реку, но ее спасли. Однако, в отличие от героини Островского, Малаша обладает большей жизненной стойкостью, умеет постоять за себя. Во многом ей помогают книги, к которым она пристрастилась под влиянием встретившегося ей интеллигента.
Характерно, что такие женщины показаны как замечательные труженицы, рачительные хозяйки, но ни для одной из них собственность не становится смыслом жизни. А в рассказе «Голос» прямо подчеркнута мысль, что собственность враждебна красоте, любви. Марьянку не смог купить сын богатого торговца зерном.
Даже мечта стать певицей не толкнула талантливую девушку на позорную сделку.
В некоторых рассказах, написанных накануне Октября, Серафимович показывает, как крестьянин освобождается от власти земли, выпрямляет спину, становится человеком. Преодолел слепое поклонение земле старый украинец Карп, из которого земля выпила соки, а счастливым не сделала. Однако Карп не вытравил из своей души черты собственника, ему только кажется, что он обрел власть над землей.
Трагическая гибель Карпа — закономерный итог жизни во имя накопления. Иным представлен герой рассказа «Родная земля» Степан Притыка, который когда-то переселился с Украины на Кавказ, где в результате многолетней тяжкой борьбы с природой добился относительного благополучия. Чувствуя приближение смерти, он уходит на Украину, где хотел бы дожить свой век, но вскоре возвращается на Кавказ, будучи не в силах видеть того, что творится на его родной земле и что вызывает у него гнев и ненависть:
— Шо делается!.. Старшина — по шее, урядник-по шее, становой — по шее, исправник — по шее; земскому не отвесишь поясной поклон — в тюгулевку… А бедность!..
Ну, знищал народ, душой знищал,- ды тянут, ды рвут один у одного, ды за глотку хватают. А со святой мати-землей шо делают! Торгуют да барышничают, як сапогами…
Потемнела ридна земля, хма-рою насунулась, духота стоит, человечье горе да слезы, и нема ему конца и краю нема…
В последней фразе явно слышатся интонации гневной поэзии Шевченко. Не лишена основания и та параллель, которую проводит исследователь творчества Серафимовича Г. Гай между монологом Притыки и рассказом крестьянина-бедняка в финале новеллы Коцюбинского.
Отрицание деградации личности в рассказах Серафимовича