Отзыв о поэзии Боровиковского
Поэзия Боровиковского перенята непонятной тоской, одинокостью, беспокойством, нечеткими желаниями, раздвоенностью. Его литературный герой переживает трудный душевный залог, когда, кажется, на всем белом свете нет ни одной родной души, ни одного человека, к плечу которой можно приклониться: Чужой мне край свой, чужой мне мир, за мной семья не заплачет, — разве только пес мой, оставшись у ворот, голодный, как родной, завоет. Для поэзии Боровиковского характерный пасмурный печальный колорит, а любимый вид — ночной.
Садилось солнце за синей
Большое внимание романтики уделяли историческому прошлому, которое было для них не только подготовкой к будущему, а и имело огромную стоимость само по себя. В доисторической сфере народного быта, поэзии, культуры классицизмом средневековье они искали глубокого смысла. Национальное прошлое, которым бы оно не было, приобретает большое значение.
В нем романтики искали своих необыкновенных героев, которые были преисполнены таинственными силами. Боровиковский нашел своего героя среди гайдамаков:
Понурый
Заинтересовал Боровиковского и образ демонического поджигателя, характер и уступки которого полностью подходили его красноречивому имени:
Ø Вражеское поле кровью мочит и об камень саблю точит.
Настоящий источник романтической поэзии Боровиковский отыскал в устном народном творчестве и об историческом прошлом. Писатель никогда не относился к своему поэтическому творчеству как к игрушке. В нем он высказывал свои желания, глубочайшие мысли, раскрывал свою душу.
В первом разделе воплотил представление народа о том, что душа после смерти человека вылетает из тела птичкой и летает над родным жильем, пока не определится, что ее ждет — ад или рай. Известные причитания женщин, в которых они обращаются к покойникам:
Ой, откуда же тебя ожидать, Откуда же тебя выглядеть? Ты к нам будешь птичкой прилетать; Ты же будешь нам кукушкой ковать.
Птичка-душа воображалась в образе кукушки, которая кует людям судьбу, или ласточки, которые приносит счастье. В мистерии души-птички летают над Суботовым, где были похоронены останки Богдана Хмельницкого.
Первая птичка — душа девушки, которая «воды набрала и полностью путь и перешла» Богдану Хмельницкому, когда он ехал на Переяславску Совет. За это ее было приказано — девушка умершая, а ее душа не нашла покоя.
Другая птичка в рай не впустили за то, что она » коня напоила» Петру И, когда он ехал из Полтавы после победы над шведами. Если первая душа, перейдя дорогу с полными ведрами, предвестила успех гетману в его задумчивости объединить Украину с Россией, то вторая, напоив царского коня, согрешила перед украинским народом, ведь после победы над Карлом XII, Петр И начал уничтожение украинских вольностей и закрепощения народа.
Третья птичка — душа грудного ребенка, который еще улыбнулось Екатерине II, когда она «с князьями и воеводами» путешествовала Днепром. Конечно, дитя не знало.
Вследствие политики царей народ Украины на своей земля оказался, будто в замурованном погребе. В первом разделе три души-птички символизируют украинский народ, который доверчиво желал счастливой дороги Богдану Хмельницкому, с искренней радостью встречал Петра 1, будто неразумное дитя, поздравлял улыбкой Екатерину II, за что и был наказанный Бог на жизнь между раем и адом, на неприкаянность народной земля. Во втором разделе «Три вороны» вороны, вороны — это хищные птицы, которые, за давними поверьями, слетаются туда, где много горя, где живое бедствие народное. Три вороны — это аллегорические образы антинародных сил Украины, России и Польши. Все они вместе враги украинского народа, а каждая в частности — враг своего народа.
С «трех сторон» слетелись они, чтобы поживиться ее трупами. Они очень хорошо понимают друг друга, хотя и говорят на разных языках.
Отзыв о поэзии Боровиковского