Отзыв по творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка

Лучший сборник произведений Мамина-Сибиряка для детей — «Аленушкины сказки». Писатель показал себя здесь не только прекрасным знатоком детской психологии, но и умным воспитателем. Мамин-Сибиряк оригинально развивает в «Аленушкиных сказках» фольклорные мотивы, но строит свои сказки по типу обычных рассказов, разделяет их на главы.

Приближая содержание и поэтику «Аленушкиных сказок» к животному эпосу, писатель, однако, обрамляет их присказкой и концовкой, что характерно для народной волшебной сказки. Присказка и концовка

у него лиричны, близки к колыбельным песням. Ритмика народной байки окрашивает «Аленушкины сказки» задушевной теплотой. В сказках Мамина-Сибиряка наряду с обычными героями народных сказок: волком, лисой, медведем, зайцем, козлом, петухом — действуют и новые персонажи. Все традиционные персонажи сохраняют народные характеристики: лиса — лукава, хитра, изворотлива, медведь — неуклюж, волк — глуп и прожорлив, заяц — труслив, воробей — забияка, кот — вороват, индюк — чванлив.

Используя в «Аленушкиных сказках» аллегорию, Мамин-Сибиряк сообразует ее с накопленным ребенком жизненным опытом.

Он наделяет животных, птиц и насекомых такими свойствами, что ребенку нетрудно догадаться, о чем ведется в сказке речь.

В сказке «Умнее всех » писатель делит обитателей птичьего двора на «высшее общество» и «презренные низы». «Порядочное», «благовоспитанное» «высшее общество» возглавляет спесивый индюк — существо претенциозное, но совершенно пустое и трусливое. Возмущаясь буйством изголодавшихся птиц, он не может понять того, что «голодные птицы, как голодные люди, делались несправедливыми именно потому, что были голодны».

Герой рассказа «Вертел», двенадцатилетний Прошка, угасает в темной, душной и шрой мастерской у большого колеса гранильной машины «от наждачной пыли, дурного питания и непосильной работы». И вот в мастерской, желая купить граненые камни, появляется с двумя детьми богатая дама Анна Ивановна, благоухающая «запахом каких-то дорогих духов». Она принимает будто бы искреннее участие в судьбе Прошки, приглашает его к себе в дом. Но все это одна видимость человечности. Оказывается, «благодетельница» преследует свои цели: ей хотелось, чтобы своим трудолюбием и терпением Прошка помог ее изнеженному сыну Володе исправиться «от припадков барской лени».

Прошка все это чувствует. Он видит и разительный контраст между жизнью рабочих и господ и еще больше страдает. Умирая от чахотки, он наотрез отказывается переехать в дом к Анне Ивановне.

То, что еще во многом неясно мальчику, совершенно очевидно рабочим. Презрением к «благодетельнице» проникнута каждая реплика рабочих в замечательной сцене, рассказывающей о первом ее посещении мастерской.

Мамин-Сибиряк сталкивает в рассказе два чуждых друг другу, непримиримых мира. Суровый и трезвый реалист, изображающий жизнь с точки зрения трудящихся, он отвергает всякую сентиментальность, слащавость, умилительность, которые наполняли и официальную, и либералыю-народническую детскую литературу. Смерть Прошки должна была вызвать горячий протест против существующего строя. Но писатель ставил и другую задачу: показать в маленьком герое черты пробуждающегося сознания рабочего человека.

Эта тема особенно глубоко раскрыта в рассказе «Под домной». Здесь маленький поденщик Васька смотрит уже на все глазами рабочего. Более того, он начинает понимать и одинаковость судьбы рабочих разных стран.

И если в рассказе «Вертел» главное внимание писатель сосредоточивает на картинах безрадостного каторжного труда, труда-проклятия, калечащего и тело и душу ребенка, то в образе Васьки — главного героя рассказа «Под домной» — на первый план выступают те новые положительные качества, которые воспитывал в детях завод, рабочий коллектив. Васька не мыслит себе жизнь вне завода, боится больше всего на свете остаться не у дел. Обращаясь с мальчиком, как с равным, доменный мастер Ипатыч с гордостью говорит ему:

«Уж мы с тобой природные мастеровые, — значит, только старайся».

И Васька старается по мере своих сил. Рассказы Мамина-Сибиряка о маленьких мастеровых носят антинароднический характер. Писатель развенчивает иллюзию либеральных народников о спасительной силе деревенской жизни.

Но он не скрывает и ужасного положения детей в условиях города.

В рассказе «В каменном колодце» перед читателем проходит галерея забитых, озлобленных, отупевших от непосильного труда ребят. Поразительно убог их кругозор. Они не видели и не знают ничего, кроме своего двора, улицы, не могут даже представить себе, как растет хлеб. Однако и жизнь крестьянских детей не лучше.

Герой Мамина-Сибиряка не находит в деревне никакой отрады.

В рассказе «В ученье» деревенский мальчик Сережа приезжает в Петербург, попадает в сапожную мастерскую. Работая здесь до своего «мастерового совершеннолетия», он ни на минуту не забывает о деревне, рвется к ней всей душой. Сережа едет туда, но вскоре убеждается, что только в среде мастеровых, какой бы мучительной ни была их судьба, можно в какой-то мере утолить жажду человеческой жизни. Вернувшись навсегда в город, он говорит дяде — рабочему Василию: «…точно чужая вся деревня.

И все люди точно чужие. Пожил, посмотрел, и потянуло меня опять в город…»

Писатель всегда изображает героя-ребенка в потоке Народной жизни, в обстановке производственного, семейного и общественного быта рабочих. Рабочий коллектив обрисован автором так же рельефно, как и маленький герой, которого мы видим то в окружении гранильщиков, то доменщиков, то рудокопов и металлургов, то приисковых рабочих, то углежогов, то городских ремесленников. В центре повествования всегда стоит ребенок, но читатель надолго запомнит и многие образы взрослых: старого гранильщика Ермилыча, который сердечно и участливо относится к Прошке, доменного мастера Ипатыча, учившего Ваську понимать высокое назначение рабочего человека, измученного жизнью старателя Рукобитова и гордую, смелую «бабушку Денисиху», выручившую из беды своеро внука Михалку.




Отзыв по творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка