Отзывы русских критиков о письме Татьяны
Чтение художественных произведений вызывает, как правило, собственные мысли, впечатления, оценки. Сочинение, в котором выражается, говоря словами Маяковского, «мое к этому отношение», можно назвать литературно-творческим. Это сочинения типа «Моя любимая книга» , «Мое мнение. ..», «Что меня привлекает в…», «Кто мне ближе…», «Чем мне дорог…», «За что я люблю «, «Мои мысли и чувства при чтении.. .», «В чем я хочу быть похожим.. .», «Мой.. .» и т. п. Такие творческие работы обогащают наши представления о
Предположим, что для классного сочинения мы взяли тему «А. С. Пушкин — Арион декабризма». Как обычно протекает ваша, работа? — Стараетесь быстрее собрать в памяти все, что знаете и помните о связях Пушкина с декабристами, об отражении идей декабризма в его поэзии… — в рассказах учителя, на страницах учебника, в заученных наизусть стихотворениях. Восстановленный в памяти материал оформляется в виде плана, а затем излагается, по возможности, грамотно, литературным
Предположим также, что вы, мягко говоря, «не извлекли» фразы из учебника или тетради, а писали работу самостоятельно. И все-таки вашим пером водило не творческое воображение, а память!
А вот другая тема: «Мой Пушкин» . Вряд ли сразу, без раздумий, вы скажете, что близко и дорого вам в Пушкине — человеке и поэте. Да и ход вашей работы будет другим: сначала потребуется осмыслить свое отношение к Пушкину, затем вспомнить и выбрать тот материал, который и определил ваше особенное отношение к поэту. Наконец, раскрыть и выразить свои мысли можно только своими словами, которые тоже потребуется найти.
А это не так просто. Совсем не обязательно, например, каждый абзац начинать словами «мне нравится » или «я люблю «. Существуют богатейшие возможности русского литературного языка, чтобы выразить свое отношение.
Прочтите отзывы двух замечательных русских критиков о письме Татьяны.
В. Г. Белинский
«Татьяна вдруг решается писать к Онегину: порыв наивный и благородный.. . Письмо Татьяны свело с ума всех русских читателей, когда появилась третья глава «Онегина». Мы вместе со всеми думали в ней видеть высочайший образец откровения женского сердца. Сам поэт, кажется, без всякой иронии, без всякой задней мысли, и писал, и читал это письмо.. . Письмо Татьяны прекрасно и теперь, хотя уже и отзывается немножко какою-то дет-скостию, чем-то «романтическим». Иначе и быть не могло; язык страстей был так нов и не доступен нравственно немотствующей Татьяне: она не умела бы ни понять, ни выразить собственных своих ощущений, если бы не прибегла к помощи впечатлений, оставленных на ее
Д. И. Писарев
«Татьяна, по-видимому, предчувствует, что Онегин не станет ездить к ним раз в неделю, чтобы говорить ей речи и выслушивать слова: вследствие этого начинаются в письме нежные упреки; уж если, дескать, не будете вы, коварный тиран, ездить к нам раз в неделю, так незачем было и показываться у нас; без вас я бы, может быть, сделалась верною женою и добродетельною матерью; а теперь я, по вашей милости, жестокий мужчина, пропадать должна. Все это, разумеется, изложено самым благородным тоном и втиснуто в самые безукоризненные четырехстопные ямбы.- Ни за кого я не хочу замуж идти,- продолжает Татьяна,- а за тебя даже очень хочу, потому что «то в высшем суждено совете… то воля неба: я твоя», памяти плохими и хорошими романами, без толку и без разбора читанными ею… Начало письма превосходно: оно проникнуто простым искренним чувством; в нем Татьяна является сама собой: «Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать.
Прекрасны также стихи в конце письма: …судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю… Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна». Все в письме Татьяны истинно, но не все просто; мы выписали только то, что и истинно, и просто вместе. Сочетание простоты с истиною составляют высшую красоту и чувства, и дела, и выражения…»
Итак, перед нами два совершенно противоположных впечатления: восторженное — Белинского и саркастическое — Писарева. В чем ошибка Писарева, одного из выдающихся русских критиков прошлого века? А главное: для нас интересно, как Белинский и Писарев выражают свое отношение к эпизоду романа.
Исходный момент уже определяет позицию каждого из критиков: для Белинского — это «порыв наивный и благородный», для Писарева — свидетельство легкомыслия героини романа.
Белинский в содержании письма видит и девичью наивность, и «детскость» и «романтичность», которая навеяна чтением сентиментальных романов, «хороших и плохих». Но именно это, по мнению Белинского, создает живой, жизненный облик девушки из провинциальной помещичьей среды. Далее критик цитирует само письмо, потому что нельзя пересказать его, сохраняя «сочетание простоты с истиною».
Как указывает Белинский, именно в этом сочетании — «высшая красота» й самого чувства, и его выражения.
Писарев же, пересказывая содержание письма, нарочитой иронией и разговорной лексикой начисто уничтожает его поэтичность, романтическую приподнятость. Посмотрите, как он это делает, желая любыми средствами развенчать Татьяну. В его пересказе поэтический стиль и романтически возвышенная лексика стоят рядом с грубоватыми прозаизмами: «коварному тирану» незачем было и показываться: «я, по вашей милости, жестокий мужчина, пропадать должна»; Татьяна «спохватилась», «раскутилась»; «глупости пишу»; «не такая же я шальная дура, чтобы вешаться на шею»; «бросает в сторону остатки здравого смысла»; «возводит самые неправдоподобные напраслины»; «завирается хуже и хуже». Сравните пушкинское «До гроба ты хранитель мой» с писаревским изложением: «ты мой хранитель по гроб моей жизни» — и вы поймете, как искажается и стиль, и смысл письма Татьяны: полностью исчезает живая ткань лирики, убивается та «высшая красота», о которой говорил Белинский. Мысль становится нелепой, ее выражение — смешным, хотя внешне Писарев следует содержанию.
Автор тут же ядовито иронизирует по поводу нелепостей, которые создал сам, и создал преднамеренно, в целях развенчания романтической мечтательности, сентиментальности, как он считал.
Итак, разные впечатления от прочитанного выражаются по-разному. Но обратите внимание: ни Белинский, ни Писарев нигде не говорят: «я люблю «, «мне нравится «. Их отношение отчетливо выступает в стиле, тоне, в художественных средствах поэтического языка.
ТЕМЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО РОМАНУ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Две встречи Онегина и Татьяны. Кто вам ближе: Онегин или Ленский?
Каким вы увидели Пушкина в романе «Евгений Онегин»? Мое мнение об Онегине. «Я так люблю Татьяну милую мою!» Мои любимые страницы романа «Евгений Онегин». Мысли и чувства, вызванные чтением романа «Евгений Онегин».
Что нового в жизни и в самом себе открыл вам Пушкин? Какие чувства вызывают лирические отступления в романе? Мой Пушкин.
Отзывы русских критиков о письме Татьяны