Озерная школа

Вордсворт, КОЛРИДЖ,’ САУТИ — английские поэты, объединенные общим названием «озерная школа» или «лейкисты» . Некоторое время они жили в краю, который славился своими озерами, — Кемберленде ХСев. Англия).

Все трое с восторгом встретили Французскую революцию, в идеях которой их привлекали этические ценности. Под ее влиянием Колридж и Саути мечтали уехать в Америку и создать там коммуну «Пантисокра-тию».

Вордсворт считал проект утопическим и хотел заняться улучшением жизни крестьян в Англии. С этой целью он собирался

издавать журнал «Человеколюб». После якобинского террора1 все они разочаровались в революции.

Основные принципы поэзии «лейкистов» сформулированы в «Предисловии» ко второму изданию «Лирических баллад» . Они утверждают превосходство Воображения над просветительским Разумом. С помощью фантазии и интуиции поэт может глубже проникнуть в суть вещей и характеров. Вордсворт подчеркивает и воспитательную функцию искусства.

Поэты — пророки и законодатели общества, они несут моральную ответственность за судьбы людей.

Поэзия «лейкистов», при неповторимом своеобразии каждого, имеет

общее: опираясь на народное творчество, они писали «для всех, языком, доступным каждому» . А. С. Пушкин приветствовал ориентацию поэтов «озерной школы» на народную балладу: «Произведения английских поэтов исполнены глубоких чувств и поэтических мыслей, выраженных языком честного простолюдина».

Отличительные признаки литературной баллады «лейкистов» — лиричность и драматизм. Главные герои — простые люди, хранители многовековых традиций.

Основным предметом поэзии Вордсворта стала сельская жизнь. По мнению поэта, в простой обстановке и обыденных ситуациях ярче раскрываются человеческие страсти. «Пасторальные» баллады2 Вордсворта рассказывают о тяжелом положении крестьян и их семей: о горе человека, который должен зарезать последнюю овцу и его дети будут обречены на голодную смерть, об отчаянии девочки, оказавшейся против воли в городе и тоскующей по родным местам.

Иногда предметом размышления поэта становились обычные картины природы: непритязательные цветы, веселая бабочка, маленькая птичка. Согласно Вордсворту, природа помогает жить, дает радость и успокоение.

Если Вордсворт через незначительные ситуации изображает сильные чувства, то предметом поэзии Колриджа становится необычное и сверхъестественное. В своих балладах он показывает, как тайна врывается в нормальное течение жизни и нарушает ее.

Повествование о судьбе старого моряка — героя баллады Колриджа «Сказание о старом Мореходе» — пронизано атмосферой страха и ужаса. История жизни простого человека, совершившего преступление и раскаявшегося в содеянном, ярко выражает авторскую мысль — возлюбив природу, осознав ее божественность, человек может возродиться к жизни.

В поэме «Кристабель» Колридж изображает встречу молодой девушки Кристабель с прекрасной Джеральдиной, в глазах которой светится змеиный огонь. До сих пор образ таинственной Джеральдины вызывает споры: находится ли она под влиянием колдовских чар или же сама их воплощает.

Мир баллад Саути — таинственный и загадочный. Саути увлекает сказочность фольклора, что проявляется при изображении ведьм, кровожадных призраков, чертей и мертвецов. «Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне и кто сидел впереди» основана на мотиве борьбы дьявола за человеческую душу. Однако сверхъестественные образы и ситуации, используемые поэтом, не вызывают ужаса и страха.

Для баллад Саути характерно искусственное нагнетение драматизма и выделение дидактического3 начала.




Озерная школа