Озерная школа
Вордсворт, КОЛРИДЖ,’ САУТИ — английские поэты, объединенные общим названием «озерная школа» или «лейкисты» . Некоторое время они жили в краю, который славился своими озерами, — Кемберленде ХСев. Англия).
Все трое с восторгом встретили Французскую революцию, в идеях которой их привлекали этические ценности. Под ее влиянием Колридж и Саути мечтали уехать в Америку и создать там коммуну «Пантисокра-тию».
Вордсворт считал проект утопическим и хотел заняться улучшением жизни крестьян в Англии. С этой целью он собирался
Основные принципы поэзии «лейкистов» сформулированы в «Предисловии» ко второму изданию «Лирических баллад» . Они утверждают превосходство Воображения над просветительским Разумом. С помощью фантазии и интуиции поэт может глубже проникнуть в суть вещей и характеров. Вордсворт подчеркивает и воспитательную функцию искусства.
Поэты — пророки и законодатели общества, они несут моральную ответственность за судьбы людей.
Поэзия «лейкистов», при неповторимом своеобразии каждого, имеет
Отличительные признаки литературной баллады «лейкистов» — лиричность и драматизм. Главные герои — простые люди, хранители многовековых традиций.
Основным предметом поэзии Вордсворта стала сельская жизнь. По мнению поэта, в простой обстановке и обыденных ситуациях ярче раскрываются человеческие страсти. «Пасторальные» баллады2 Вордсворта рассказывают о тяжелом положении крестьян и их семей: о горе человека, который должен зарезать последнюю овцу и его дети будут обречены на голодную смерть, об отчаянии девочки, оказавшейся против воли в городе и тоскующей по родным местам.
Иногда предметом размышления поэта становились обычные картины природы: непритязательные цветы, веселая бабочка, маленькая птичка. Согласно Вордсворту, природа помогает жить, дает радость и успокоение.
Если Вордсворт через незначительные ситуации изображает сильные чувства, то предметом поэзии Колриджа становится необычное и сверхъестественное. В своих балладах он показывает, как тайна врывается в нормальное течение жизни и нарушает ее.
Повествование о судьбе старого моряка — героя баллады Колриджа «Сказание о старом Мореходе» — пронизано атмосферой страха и ужаса. История жизни простого человека, совершившего преступление и раскаявшегося в содеянном, ярко выражает авторскую мысль — возлюбив природу, осознав ее божественность, человек может возродиться к жизни.
В поэме «Кристабель» Колридж изображает встречу молодой девушки Кристабель с прекрасной Джеральдиной, в глазах которой светится змеиный огонь. До сих пор образ таинственной Джеральдины вызывает споры: находится ли она под влиянием колдовских чар или же сама их воплощает.
Мир баллад Саути — таинственный и загадочный. Саути увлекает сказочность фольклора, что проявляется при изображении ведьм, кровожадных призраков, чертей и мертвецов. «Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне и кто сидел впереди» основана на мотиве борьбы дьявола за человеческую душу. Однако сверхъестественные образы и ситуации, используемые поэтом, не вызывают ужаса и страха.
Для баллад Саути характерно искусственное нагнетение драматизма и выделение дидактического3 начала.
Озерная школа