Пафос повестей и романов Тургенева

Тургенев создает изображение главных героев в их сложной и тонкой душевной и умственной жизни. Они встречаются по различным, иногда случайным поводам, между ними нередко начинается живой обмен мнений, иногда он переходит в споры и выявляет различия их идейных позиций. Но все же не в интеллектуальных столкновениях раскрываются в ранних романах и повестях Тургенева характеры его главных героев. Они выявляются в основном в неторопливых раздумьях героев о жизни, об их новых впечатлениях — в их эмоциональной рефлексии по поводу окружающей

их природы или встреч с той или иной необыкновенной девушкой.

Этим лирическим раздумьям писатель уделяет обычно очень большое место. Таковы, например, впечатления и размышления героя «Фауста» в его письмах, героя «Аси» при переправе через Рейн или Лаврецкого по дороге домой и по приезде в усадьбу.

Раскрыв идейные позиции главных героев и значительность их переживаний, писатель вводит их в любовный конфликт. Основное значение любовных конфликтов в романах и повестях Тургенева заключается в испытании героя — проверке его характера, его идейных позиций и добрых намерений деятельностью, в оправдании

слова «делом». Таким «делом» у Тургенева всегда является не столкновение героя с реакционным «обществом», а его любовь к женщине, связанной семейными узами с консервативной средой.

Но для глубокого, нравственного испытания героя в любви необходим и соответствующий предмет его любви. Поэтому в сюжетах повестей и романов Тургенева всегда выступают исключительные по своим нравственным достоинствам женские персонажи. В их характерах писатель особенно выделяет черты искренности и серьезности мысли, глубины и силы чувства, а главное — романтической устремленности сознания. Высокие стремления и запросы героинь Тургенева противостоят мелким и суетным интересам их среды. В стремлениях тургеневских героинь всегда таятся какие-то большие, многозначительные возможности развития.

Но такие возможности не могут еще осуществиться силами самой женщины. Они требуют помощи мужчины — его направляющей мысли и убежденности, его силы и нравственной поддержки. Главный герой романа или повести должен найти в себе такую силу и убежденность или же обнаружить слабость и нестойкость, сомнения и колебания, приведя тем сам ым любовный конфликт к развязке.

У Тургенева такой развязкой почти всегда являются решающие любовные свидания, отдаленные небольшим сроком от первой встречи героев.

Тем самым, время действия в романах и повестях Тургенева сравнительно очень коротко, а место действия ограничено. Это обычно один-два месяца пребывания героев в дворянской усадьбе, или в городском доме, или на курорте за границей. И это всегда летние месяцы.

Цветущая летняя природа дает писателю добавочные краски, очень утонченные и значительные для изображения переживаний героев, их любовных встреч и разлук.

Пафос повестей и романов Тургенева, написанных за десятилетие после 1848 г., заключается не в. осознании социальных и идейно-политических антагонизмов того времени и не в сатирическом разоблачении реакционного «общества». Это — пафос идейных исканий передовой дворянской интеллигенции, осознанных преимущественно психологически с точки зрения той романтики и скептицизма, которые в них соединяются.

Все это проявляется и в построении сюжета, и в композиции образов произведений. В композиции образов у Тургенева характерен ярко выраженный «психологизм», т. е. преобладающий интерес к непосредственному изображению внутреннего мира действующих лиц. Но в отличие от Чернышевского и Л. Толстого, которые в своих романах обращали основное внимание на само содержание этических или философских размышлений главных героев, в отличие от Лермонтова, для которого особенно важны были соображения и намерения его главных героев, непосредственно переходящие в действие, Тургенева интересует по преимуществу самый поток эмоциональных переживаний героев — медлительное и созерцательное течение и смена их настроений, впечатлений, ассоциаций. При этом и автор, и его герои, особенно те, от лица которых ведется повествование, обнаруживают большую склонность к рефлексии, к самоанализу. Но это не умственная или моралистическая рефлексия, состоящая в попытках анализировать, расчленять и морально взвешивать то, что происходит в человеческой душе, как это часто происходит в романах Чернышевского, Л. Толстого, Достоевского.

Такой рефлексии Тургенев также отчасти отдал дань в «Гамлете Щигровского уезда» и «Дневнике лишнего человека». Теперь это созерцательно-эмоциональная рефлексия, усиливающая возвышенность переживаний героев и выражающая романтическую направленность произведения.

Тургенев достиг в этом отношении большого совершенства. Он показал, что эмоциональная, романтическая рефлексия таит большие познавательно-эстетические возможности, что с ее помощью можно глубже осознать внутренние, нравственнные достоинства человеческой жизни и постигнуть прекрасное в природе.

В свете эмоционально-романтической рефлексии Тургенев изображает прежде всего характеры исключительных, возвышенно чувствующих девушек из дворянской среды, которые играют такую своеобразную и значительную роль в любовных конфликтах его романов и повестей. В образах девушек не только раскрываются их нравственные достоинства, но и выражается возвышенная эмоциональная оценка их автором и его главными героями. Таковы портреты героинь Тургенева, всегда сотканные из тонких и эмоционально-впечатляющих деталей.

Таково также выражение переживаний девушек через их слова и действия, переживаний, всегда отличающихся искренностью, простотой и значительностью,- особенно в сценах любовных свиданий. Именно поэтому Добролюбов и назвал Тургенева «певцом чистой, идеальной женской любви», «глубоко заглянувшим в юную, девственную душу», писателем, повести которого «постоянно производили своим общим строем такое чистое впечатление…»

Таким образом, романтический «психологизм» является преобладающей чертой в композиции образов повестей и романов Тургенева. Эта преобладающая черта отражается, далее, и во всех других сторонах композиции образов, в портрете и диалоге, в пейзаже и развитии действия.




Пафос повестей и романов Тургенева