Пафос жизнеутверждения, десткие образы и гуманизм в творчесве Леонида Андреева

В 1905 году был написан рассказ «Христиане», в котором беспощадно обличается лицемерие царского суда. Рассказ высоко оценил Л. Толстой, а описание суда он назвал превосходным. Лицемерию и ханжеству судей Андреев противопоставил честность и порядочность проститутки, отказавшейся принять церковную присягу под тем предлогом, что, занимаясь позорным ремеслом, она не имеет права называться христианкой. «Христиане» были сильным ударом по царскому суду, а попутно и по церкви.

Понятен интерес автора «Воскресения» к этому рассказу.

Значительное

место в творчестве Л. Андреева занимают произведения, в которых показаны судьбы людей, задыхающихся в тесной клетке жизни или занятых поисками истины и справедливости. Таков его первый рассказ «Баргамот и Гараська», восторженно встреченный М. Горьким, которому было близко в нем глубокое сочувствие молодого писателя к обездоленному, брошенному на дно жизни человеку. Однако, будучи тематически близким к горьковским рассказам о босяках, «Баргамот и Гараська» существенно отличаются от них концепцией человека: пьяница и бродяга изображен здесь слишком приниженным, несчастным, лишенным гордой
независимости горьковских героев.

Глубоким гуманизмом проникнуты рассказы «Гостинец» и «В подвале» . Искренне волнует судьба десятилетнего «мальчика» в парикмахерской — Петьки, не знающего даже самых бесхитростных радостей детства, как не знали их маленькие труженики в «Плаче детей» Некрасова, в произведениях Г. Успенского, Чехова, Короленко, Горького, Серафимовича, Франко, Тесленко и других писателей. Трудная жизнь Петьки, над которым ежедневно «висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды!» — сделала его маленьким, сморщенным старичком.

С горьким состраданием пишет Л. Андреев о двенадцатилетнем Мише, который, по иронии судьбы, служа в типографии, не умел читать. Беспросветная жизнь бедняков, с одной стороны, и лицемерие «культурного общества», с другой, подчеркнуты выразительной деталью: Миша, надрываясь от непосильного груза, разносил тюки книги, которая называлась «В защиту обездоленных». Многозначительно в рассказе и замечание о том, что в типографии старых наборщиков не было, молодые же кашляли и выплевывали темную слюну. Невольно вспоминаются подсчеты Боброва в «Молохе» Куприна и слова Горького в романе «Мать»: «Пожив такой жизнью лет пятьдесят — человек умирал».

В изображении простых людей, обитателей городских трущоб заметна неподдельная симпатия писателя к ним, глубокая задушевность, нередко скорбь, ибо судьбы его героев, как правило, драматичны.

Очень грустен взгляд Андреева на жизнь бедняков в рассказе «Ангелочек» . Хрупко счастье, говорит автор этим рассказом. Мечта лишь на миг может осчастливить человека. Но для того, кто на неуловимо короткое время увидел хотя бы призрак счастья и снова потерял его, жизнь становится невыносимой. Забыв о горькой доле, любуются двое — отец и его маленький сын — изящной фигуркой воскового ангелочка.

Так и уснули они с улыбками счастья на лицах. «Кроткий покой и безмятежность легли на истомленное лицо человека, который отжил, и смелое личико человека, который только начинал жить. А ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять». И «не потому ли опустил здесь автор занавес,- писал Н. Михайловский,- что пробуждение старика и мальчика должно оказаться страшнее всякой смерти?» .

Подобные произведения создали Андрееву репутацию первоклассного писателя. Их, по свидетельству Горького, «очень хвалил» Л. Толстой. «Вообще у этого писателя,- говорил Толстой,- в его первых вещах много очень хорошего» . В. Боровский писал, что в ряде рассказов Андреева заметно желание «вскрыть» чувства добрые «под грубой оболочкой опустившегося человека — именно то, что так удавалось М. Горькому». В некоторых рассказах Андреева звучит пафос жизнеутверждения. Их герои живут мыслью об иной жизни, в мечтах устремляются в смутную даль.

В декабре 1902 года в журнале «Русское богатство» был напечатан рассказ Андреева «Иностранец», привлекающий силой, с которой выражена любовь к родине. Рассказ был воспринят как значительное явление в творчестве писателя, как свидетельство его интереса к общественным проблемам. Знаменателен в этой связи инцидент, происшедший в Киеве 23 ноября 1902 года: Андреев должен был читать рассказ на вечере в пользу нуждающихся студентов Киевского университета.

Однако за несколько дней до этого на запрос киевского генерал-губернатора была получена телеграмма московского полицмейстера Трепова: «Андреев неблагонадежен». И автор был отстранен от участия в вечере, его рассказ прочитал актер И. Булатов.

К этому времени Л. Андреев становится широко известным писателем. Едва ли не каждый рассказ его встречается немедленным откликом в печати. О нем писали не только в Москве и Петербурге — имя Андреева часто можно было увидеть на страницах газет и журналов Украины — в Киеве, Харькове, Одессе, Житомире.

На Украине появляются первые книги о писателе: в 1903 году в Одессе выходит книжка Н. Геккера «Л. Андреев и его произведения», в Киеве в 1907 году — «Л. Андреев как художник, психолог и мыслитель» И. Баранова.

В 1908 и в последующие годы в Черновцах, Каменец-Подольске, Коломне выходят сборники рассказов, отдельные произведения Андреева в переводе на украинский язык: «Оповь дання», «Дзвш на сполох» , «В льоху» , . «Семеро повешених», «Любов до ближнього», «Черт маски»; последнее произведение снабжено послесловием М. Яцкива.




Пафос жизнеутверждения, десткие образы и гуманизм в творчесве Леонида Андреева