Память как важная художественная категория в прозе русского зарубежья

Проза русского зарубежья — много авторов, много видов литературы. Революция и гражданская война привели к невиданному явлению в литературе — ситуация раскола, появляется огромное ко-во людей, живущих в другой стране, закрывшие за собой жизнь навсегда.

Формы отъезда: беженство — человек под гнетом обстоятельств, взяв минимум с собой, уезжает на первом корабле, стремительный отъезд; высылка — человек принудительно уезжает собравшись, он не хотел уезжать. Можно взять что-то с собой; эмиграция — человек сам, по своему желанию уезжает,

у него есть выбор остаться.

Селились в разных городах: русский Берлин, русский Париж.

Внутри эмиграции были идеологические движения: «еврозийство» — люди живущие на материке; широко смотрели на национализм, конгломерат народа, живущего на одном пространстве. «Сменовеховство» — ожидание возвращения февральских ожиданий.

Город в городе: свое кладбище, свое кафе. Формы общения иногда сохранялись

Первое время умонастроения эмигрантов — они «сидели на чемоданах», готовые вернуться.

Наступает 29г. . Пришло осознание того, что если что-то изменится, то очень-очень нескоро. Россия

жила в памяти. Прошлое приобретает дымку идеологизации. Необходимо учитывать обстоятельство того, что сына Шмелева расстреляли тогда, когда Шмелев был в Крыму. Идиллические воспоминания детства для Шмелева — оберег, «поручень», за который можно схватиться.

Два поколения эмигрантов: приехали туда с именем ; сделали себе имя там.




Память как важная художественная категория в прозе русского зарубежья