Пасторальная поэзия Феокрита и ее подражание в римской литературе

Феокрит — самый выдающийся поэтический талант александрийского направления. Родился ок. 300 г. Чувствительное восприятие природы, поэзия любовной тоски, тяга к интамному, внимание к деталям быта и незначительным людям. Но мир субъективных чувств получает идеализированных носителей; поэт не отождествляет себя с ними и, подчеркивая их наивность, дистанцирует от себя.

Он не гонится за показом своей «учености».

Создатель идиллии. «картинка», «песенка». Так назывались в древности стихотворения небольшого размера, не укладывающиеся

ни в один из привычных жанров.

Историко-литературное значение Феокрита основано прежде всего на его «пастушеских», буколических стихотворениях. Буколический жанр имел опору в греческом фольклоре — песни пастухов, играющих на свирели, их состязания — обрядовые. Состязание в пастушеских песнях у Феокрита имеет типовую структуру, которая юлизко напоминает сцены «состязания» в новоаттической комедии.

Соперники либо последовательно исполняют по большой песне, либо перебрасываются которкими песенками, близкими по содержанию и размеру. Эта структура восходит к фольклорным состязаниям.

У пастухов был свой фольклор — о пастухах, погибавших в юном возрасте и превращавшихся в цветок или источник. Реальные пастухи отнюдь не пользовались уважением, но фольклорный образ пастуха-певца, носителя любовного томления, был воспринят поэтами-александрийцами как маска, пригодная для того, чтобы мотивировать чувствительную поэзию на фоне сельского пейзажа. Но у Феокрита пастухи не исключительно отдаются нежным чувствам — часто встречается иронический стиль повествования, порой даже пародийный, зарисовки бытовых черт и суеверий.

Картины природы написаны очень искусно, но пейзаж интересует поэта лишь в связи с человеком.

Сборник идиллий, 30 небольших стихотворений. «идиллия» уменьш. от греч. «картинка» или «песенка». Идиллии из соборника Феокрита весьма разнообразны по жанру. Буколические-пастушеские стихотворения, представляют изображение жизни пастухов на лоне природы, они занимаются главным образом любовью и музыкой.

Мимы-небольшие драматические сценки. Буколический мим-соединение двух предыдущих жанров, напр. любовная перебранка пастуха и пастушки с дальнейшим согласием. Эпиллии-фигуры в гомеровском стиле, небольшие поэмки с мифологическим сюжетом.

Соединение лирики и мифа-напр. Эрот, ужаленный пчелой. Хвалебные песни-Гиерону, Птоломею.

Послания-обращения к скромной труженице. Характеры в идиллиях-люди и окружающая их природа. Изображены не всегда поэтически. Нетрудовой элемент тоже не всегда подвергается идеализации.

Влюбленные герои настроены очень поэтически. Являются и драматические характеры, т е изображены и грубые низкие нравы, и трудовые идеалы, и поэтическая психология, и страстный драматизм. Перебрал все возможные в его время характеры связанные с бытом мелкого человека. Действие очень ограничено, обычно только одно происшествие или намек на него.

Место мягкая, ласкающая южная природа.

Мало чего говориться об искусственных вещах, больше растения и животные. Хотя пространные описания природы нечасты, весьма выразительны. Для Феокрита характерно соединение бытовизма, простоты и эстетического любования. Идиллии дают общественно-политическую картину. Но поэт склонен указывать на тленность царских богатств.

Наряду с властителем появляется и образ маленького человека, черпающий свою утешение в красоте природы. Основная тема-эстетизма, беззаботного наслаждения жизнью, без внимания к трудовым и практическим сторонам действительности. Ф. Идеализирует пастухов, как представителей беззаботной жизни, где на первом месте музыка и любовь. Больше половины идиллий посвящено влюбленным пастухам. Иной раз возникает мотив иронии, насмешки, скептицизма.

Феокритовские пастухи только с виду являются простыми людьми, они могут развлечь городского жителя. Эстетизм, ирония, скептицизм ф.-символы растущей городской цивилизации, но не борьбы с ней.

Стиль изящной миниатюры. Характеры лишены подробной разработки, подчеркивают типические тенденции. В идиллиях сложный эстетический х-р, восторженное и манерно-наивное изображение с налетом иронии и напускной серьезности. Ф. Увлекается детализацией описаний, доходит до пестроты и натурализма.

Но натуралистическая деталь выступает в качестве эстетической самоцели.

Катулл в своих эпиталамиях пытается создать новый синтаксис, переходит к коротуим фразам, соединенным по принципу контраста или перелеллизма на манер Феокрита.

Самый известный подражатель Феокрита — Вергилий, который пишет сборник «Буколики». . Там он воспроизводит жанр пастушеских идиллий. Как и у Феокрита, сборник состоит из 10 произведений. Но его отношение очень отличается. У Вергилия нет дистанции между автором и персонажами. Пастухи похожи на автора в образованности.

Нереальность обстановки подчеркнута географическим смешением. Мозаика цитат, мотивов, образов, других выражений, заимствованных из Феокрита и др. элиинистических авторов. Очень многое почти дословно переведено из «киклопа» и др идиллий Феокрита, но переосмыслено.

Повышенная интенсивность внутреннего мира.




Пасторальная поэзия Феокрита и ее подражание в римской литературе