«Патриотизм состоит не в пышных возгласах…», В. Г. Белинский

Сила в рабочем народе. Если он несет свое

Угнетение, то только потому, что он загипно-тизироваи.

Вот в этом-то все дело — уничтожить этот гипноз.

Л. Толстой, статья

Писатель В. Г. Короленко рассказывает, что, когда он впервые читал «Войну и мир», ему было страшно за Толстого. Ведь «его герой — целая страна, борющаяся с нашествием врага». Художнику надо изобразить движение сотен и тысяч людей. «И все это вместе растекается вширь, как наводнение», — говорит Короленко. Справится ли Толстой с вызванной им стихией, не

окажется ли чрезмерной поднятая им тяжесть, не превратится ли все в хаос? «Но Толстому, — пишет Короленко, — под силу то, под чем упал бы всякий другой. Своим истинно орлиным взглядом он все время обозревает огромное поле своего действия, не теряя из виду ни одного лица в отдельности, не позволяя им закрывать перед собой целое…

В заключение романа вы видите, как буйный разлив вошел в свои берега, грандиозная эпопея заканчивается плавно, величаво и спокойно…».

Короленко нашел яркие и сильные слова для того, чтобы обрисовать и широту «творческого захвата» Толстого, и своеобразие изображения жизни

в «Войне и мире». Он пишет: «Мир Толстого — это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким… Над его пейзажем светит солнце, несутся облачные пятна, есть людская радость и печаль, есть грехи, преступления и добродетели… И все эти образы, трепещущие жизнью, движением, кипящие человеческими страстями, человеческой мыслью, стремлениями ввысь и глубокими падениями, созданы в полном соответствии с творчеством жизни…

И все это отмечено печатью духа, светится внутренним светом необыкновенного воображения и никогда не устающей доброй мысли».

В «Войне и мире» показана русская жизнь начала XIX века во всем ее многообразии, запечатлены исторические события, связанные с двумя войнами, 1805-1807 и 1812 годов, а также события политической и общественной жизни России. Картины крупнейших событий исторического значения переплетаются в романе с бытовыми сценами, в которых изображена повседневная жизнь героев романа со всеми ее радостями и горестями.

Толстому в одинаковой мере удались в романе и военные и мирные картины и сцены. И он испытывал от этого большую творческую радость. Чтобы написать картину Бородинского сражения, писатель ездил в Бородино.

Внимательно осмотрев место, где произошла историческая битва, он взволнованно писал жене: «Сейчас приехал из Бородина… Я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». И шутливо добавил: «Все хвастается!» Но он действительно написал такую картину сражения, какой еще не было ни в русской, ни во всей мировой литературе.

Каждый из важных моментов Бородинской битвы и каждая из существенных ее подробностей обрисованы с удивительной отчетливостью. Мы сами как бы присутствуем в центре происходящего — на Курганной батарее, откуда видим все поле боя.

Одной из лучших «мирных» сцен романа является сцена охоты. Ею был очень доволен и сам взыскательный автор. Его жена, Софья Андреевна, рассказывает: «Когда Лев Николаевич описал сцену охоты Ростовых и я зачем-то пришла к нему, вниз, в его кабинет, устроенный им в новой пристройке внизу, он весь сиял счастьем.

Видно было, что он вполне был доволен своей работой, хотя это бывало редко».

Для того чтобы вполне достоверно описать события Отечест-венной войны 1812 года, Толстой изучил много книг, исторических документов, писем и других материалов об этой эпохе. «Когда я пишу историческое, — указывал Толстой, — я люблю быть до малейших подробностей верным действительности». Работая над «Войной и миром», он собрал целую библиотеку книг о событиях 1812 года.

Читая то, что написали об Отечественной войне 1812 года русские и иностранные историки, Толстой пришел в крайнее негодование. Он увидел, что первые безудержно восхваляли императора Александра I, считая его победителем Наполеона, а вторые восхваляли Наполеона, величая его непобедимым. Они пытались доказать, что Наполеон был побежден не русской армией, руководимой Кутузовым, а… лютыми русскими морозами. Толстой решительно отверг все те «труды» историков, в которых война 1812 года изображается как война двух императоров — Александра и Наполеона. Он показал ее как освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков.

Это была Отечественная война, в которой, как пишет Толстой, «цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия».

Писатель говорил, что он любил в этом своем произведении «мысль народную», что для русского народа эта война была священной, так как речь шла о самом главном — о спасении Родины от иноземного порабощения.

«Мысль народная» положена Толстым в основу оценки героев книги. Кутузов, Багратион, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Петя Ростов, Василий Денисов вместе с народом грудью встают на защиту Родины. Всей душой любит Родину и народ, и героиня романа, чудесная «волшебница» Наташа Ростова.

Отрицательные персонажи романа: князь Василий Курагин и его дети Анатоль, Ипполит и Элен, карьерист Борис Друбедкой, стяжатель Берг, иноземные генералы на русской службе — Пфуль, Вейротер и другие, — все они далеки от народа и заботятся только о своих личных выгодах.

В романе увековечен беспримерный подвиг Москвы. Ее жители, в отличие от жителей столиц других стран, покоренных Наполеоном, не захотели подчиниться завоевателям и покинули родной город. «Для русских людей, — говорит Толстой,

— не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».

Войдя в Москву, которая была похожа на опустевший улей, Наполеон почувствовал, что над ним и его армиями занесена рука сильнейшего духом противника. Он стал настойчиво домогаться перемирия и дважды направлял послов к Кутузову. От имени народа и армии Кутузов решительно отверг предложение Наполеона о мире и организовал контрнаступление своих войск, поддержанное партизанскими отрядами. Потерпев поражение в Тарутинском бою, Наполеон оставил Москву.

Вскоре началось беспорядочное бегство его полков. Превратившись в толпы мародеров и грабителей, наполеоновские войска бежали обратно по той же дороге, которая привела их в русскую столицу.

После сражения под Красным Кутузов обратился к своим солдатам с речью, в которой сердечно поздравил их с победой и поблагодарил за верную службу Отечеству. В сцене под Красным с особой проникновенностью раскрывается глубочайшая народность великого полководца, его любовь к тем, кто спас Родину от иноземного порабощения, его настоящий патриотизм.




«Патриотизм состоит не в пышных возгласах…», В. Г. Белинский