Паустовский, Повесть о жизни. Как произошла встреча рассказчика с гардемарином?

Паустовский, Повесть о жизни. Как произошла встреча рассказчика с гардемарином? Как произошла встреча рассказчика с гарде­марином?

Расскажите близко к тексту весь эпизод и найдите в тексте слова, подчеркивающие доброжелательность гардемарина, который и заметил, и понял, и поддержал увлечение подростка морем.

Проследим за тем, как рассказчик уви­дел своего героя: «По аллее легко шел вы­сокий гардемарин с загорелым спокой­ным лицом. Прямой черный палаш висел у него на лакированном поясе. Черные ленточки с бронзовыми якорями развева­лись

от тихого ветра.

Он был весь в чер­ном. Только яркое золото нашивок отте­няло его строгую форму». Гардемарин прошел мимо, а рассказчик пошел за ним. Гардемарин заметил это и оглянулся, за­тем оглянулся еще раз.

Наконец он оста­новился и подозвал своего неожиданного спутника. Конечно, он тут же все понял: «Все ясно: он мечтает быть моряком».

Как повлияла встреча с гардемарином на меч­ты и игры рассказчика? Показала она творческую натуру мальчика или это было ясно и ранее?

Творческая натура и богатая фантазия рассказчика были очевидны сразу — они выразились уже в том, какую мечту он

ле­леял и как отреагировал на появление гардемарина. Но после этой встречи рас­сказчик придумал сложную игру. Он со­ставил длинный список пароходов со звучными именами: «Полярная звезда», «Вальтер Скотт», «Хинган», «Сириус». Затем придумал список рейсов для своих пароходов и следил за их «передвижения­ми».

Это требовало серьезных знаний, и рассказчик зачитывался многочисленны­ми справочниками.

Рассказчик составил список пароходов «созвучными именами». Почему он считал избранные им имена «звучными»? Сможете ли вы это объяс­нить?

Кроме тех названий, которые мы приве­ли выше, были «Адмирал Истомин», «Ле­тучий голландец». Все эти названия бы­ли, конечно, очень звучными, то есть они сразу запоминались, были связаны с людьми или событиями, которые всем из­вестны. Такие названия как бы бросали отблеск известности и на сами пароходы. Кстати, можно сказать, что тот, кто их

Придумывал, был очень начитанным че­ловеком.

Расскажите, сохраняя диалоги, о том, как рас­сказчик приобрел «к морю привычку». Попробуйте представить себя в этой же ситуации. Что, как вам кажется, пережили бы вы?

Геленджик был «пыльным и жарким городком без всякой растительности». Но в нем была очень красивая бухта. И пожи­лой лодочник Анастас помог нашему ге­рою привыкнуть к морю: он уехал с ним довольно далеко в море и показал, на что способна его лодка.

При этом парус накре­нился, и лодка помчалась так, что вода неслась мимо на уровне борта. Ужас и вос­торг мальчика были беспредельны, и, по словам Анастаса, он приобрел «к морю привычку».

Глава «Как выглядит рай» посвящена и морю, и горам Кавказа. Как вы сможете объяснить ее на­звание? Оно относится и к морю, и к горам или толь­ко к горам? Ведь фразу о рае произнес извозчик, ко­торый возил отдыхающих в горы.

Глава — часть большой книги воспоми­наний писателя. В Геленджике он впер­вые увидел и полюбил море и там же по­любил горы. Конечно, выглядеть как рай могли только горы и их окрестности.

Но чувство восторга, которое вызывало у ге­роя окружающее, охватывало, разумеет­ся, все, что удавалось ему увидеть и уз­нать, освоить в этом новом и удивитель­ном мире.

Автор пишет: «С тех пор я сделался в своем воображении владельцем еще одной великолепной страны — Кавказа». Есть ли и в вашем воображении хотя бы одна «великолепная страна»? Могли бы вы рассказать о ней, украсив свой рассказ описаниями и повествованием, а затем и рассуждением, которое поможет понять ее особенности?

В воображении каждого читателя, на­верное, есть такая страна. Например, в од­ной семье таких территорий две — Бежин луг в Орловской области и Военно-Грузин­ская дорога на Кавказе, которые они посе­тили в разные годы. Одна девочка с детст­ва полюбила Михайловское, пушкинские места.

Стоит вспомнить о таких памятных местах и обсудить их с одноклассниками.




Паустовский, Повесть о жизни. Как произошла встреча рассказчика с гардемарином?