— Печальный детектив Астафьев — тема борьбы со злом
Традицию открытого разговора о том, что мешает нам жить, продолжил в романе «Печальный детектив» В. Астафьев. «Урок правды», более того, «ожог правдой»- так охарактеризовал воздействие этого произведения А. Адамович. Автор не бережет душевной организации читателя, он не просто отображает, а заостряет многие обнажившиеся в наши дни проблемы. Жизненный опыт главного героя произведения, бывшего работника уголовного розыска Леонида Сошнина, позволяет показать противоборство добра и зла, рассказать не только о совестливой тете Гране и вечном труженике — фронтовике Маркеле Тихоновиче, но и об окружающем нас эгоизме, агрессивности, насилии, презрении к нравственным законам. Откуда это зло? Как появляются в нашем обществе звери в человеческом облике?
Почему оказываются способными к диким, бессмысленным поступкам люди, не знавшие тягот войны, выросшие в трудовых семьях, учившиеся в одной школе с другими, распевавшие те же песни о дружбе и счастье? Почему мы так долго молчали обо всем этом? «Романом вопросов» назвала произведение В. Астафьева критика. Над этими непростыми проблемами, над печальными уроками своей прежней профессии и не очень складной собственной жизнью размышляет Леонид Сошнин, стремящийся подняться до понимания правды и смысла существования человека.
Развивая традицию гражданской проповеди, которая всегда была характерна для русской литературы, В. Астафьев, так же как Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Распутин и их единомышленники, ведет разговор начистоту, отказывается писать полуправду, укрупняет явления, чтобы заставить читателя задуматься, не позволить ему сохранить спокойствие. «Но как можете вы быть счастливы, если у вас благородное сердце?» — закономерно, что именно эти слова вспоминает в самые трудные минуты Сошнин, всю жизнь активно борющийся со злом.
Намеренно заостряя проблемы, с болью вглядываясь в факты, говорящие об искажении нравственных идеалов у многих людей, автор не боится вступить в полемику с теми, кто склонен лишь умиляться «пространственному русскому характеру». Настало время не умиления и даже не зашиты народа, а трезвого и самокритичного разговора о всех проблемах жизни. Среди них одна из важнейших — проблема семьи. Автор убежден: вместе с распадом семьи в обществе всегда «разваливалось согласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзалась под ногами, чтобы поглотить сброд, уже безо всяких на то оснований именующий себя людьми». Обратим внимание, что в публицистическом размышлении о семье, предшествующем финалу романа, два слова написаны В. Астафьевым с заглавной буквы: Семья и Земля.
Земля как наш общий дом и Семья как начало человеческого общежития, народа, государства, человечества.
В критике до сих пор нет единого мнения о роли публицистического начала в произведениях В. Распутина и других современных авторов. Представляется справедливой точка зрения, высказанная критиком В. Васильевым: «Исследуя нравственную природу современной действительности, В. Распутин и В. Астафьев теряют порою созерцательно-художественное самообладание и пытаются как бы «выйти» из литературы для непосредственного вмешательства в жизнь. Я не считаю эти симптомы «больной совести» или гражданственности… недостатком — бывают ситуации, когда не до эстетики и стилистики, когда, по выражению Л. Леонова, на площади в рельсу бьют».
Критик подчеркивает, что это свойственная всей русской литературе гражданственность, об особенностях которой говорил еще М. Горький, подметив, что в России пишут не как европейцы — «изящно, остро, со скептической усмешкой», а «по-русски, с тоскою, с криком, с подавляющим преобладанием содержания над формой». Несомненно, что стремление автора к прямому выражению мыслей, интонации страстной проповеди, открытого предостережения, вызванные остротой и сложностью стоящих перед обществом проблем, являются одной из характерных особенностей литературы последних десятилетий.
— Печальный детектив Астафьев — тема борьбы со злом