— Печальный детектив Астафьев — тема борьбы со злом
Традицию открытого разговора о том, что мешает нам жить, продолжил в романе «Печальный детектив» В. Астафьев. «Урок правды», более того, «ожог правдой»- так охарактеризовал воздействие этого произведения А. Адамович. Автор не бережет душевной организации читателя, он не просто отображает, а заостряет многие обнажившиеся в наши дни проблемы. Жизненный опыт главного героя произведения, бывшего работника уголовного розыска Леонида Сошнина, позволяет показать противоборство добра и зла, рассказать не только о совестливой тете
Почему оказываются способными к диким, бессмысленным поступкам люди, не знавшие тягот войны, выросшие в трудовых семьях, учившиеся в одной школе с другими, распевавшие те же песни о дружбе и счастье? Почему мы так долго молчали обо всем этом? «Романом вопросов» назвала произведение В. Астафьева критика. Над этими непростыми проблемами, над печальными уроками своей прежней профессии
Развивая традицию гражданской проповеди, которая всегда была характерна для русской литературы, В. Астафьев, так же как Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Распутин и их единомышленники, ведет разговор начистоту, отказывается писать полуправду, укрупняет явления, чтобы заставить читателя задуматься, не позволить ему сохранить спокойствие. «Но как можете вы быть счастливы, если у вас благородное сердце?» — закономерно, что именно эти слова вспоминает в самые трудные минуты Сошнин, всю жизнь активно борющийся со злом.
Намеренно заостряя проблемы, с болью вглядываясь в факты, говорящие об искажении нравственных идеалов у многих людей, автор не боится вступить в полемику с теми, кто склонен лишь умиляться «пространственному русскому характеру». Настало время не умиления и даже не зашиты народа, а трезвого и самокритичного разговора о всех проблемах жизни. Среди них одна из важнейших — проблема семьи. Автор убежден: вместе с распадом семьи в обществе всегда «разваливалось согласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзалась под ногами, чтобы поглотить сброд, уже безо всяких на то оснований именующий себя людьми». Обратим внимание, что в публицистическом размышлении о семье, предшествующем финалу романа, два слова написаны В. Астафьевым с заглавной буквы: Семья и Земля.
Земля как наш общий дом и Семья как начало человеческого общежития, народа, государства, человечества.
В критике до сих пор нет единого мнения о роли публицистического начала в произведениях В. Распутина и других современных авторов. Представляется справедливой точка зрения, высказанная критиком В. Васильевым: «Исследуя нравственную природу современной действительности, В. Распутин и В. Астафьев теряют порою созерцательно-художественное самообладание и пытаются как бы «выйти» из литературы для непосредственного вмешательства в жизнь. Я не считаю эти симптомы «больной совести» или гражданственности… недостатком — бывают ситуации, когда не до эстетики и стилистики, когда, по выражению Л. Леонова, на площади в рельсу бьют».
Критик подчеркивает, что это свойственная всей русской литературе гражданственность, об особенностях которой говорил еще М. Горький, подметив, что в России пишут не как европейцы — «изящно, остро, со скептической усмешкой», а «по-русски, с тоскою, с криком, с подавляющим преобладанием содержания над формой». Несомненно, что стремление автора к прямому выражению мыслей, интонации страстной проповеди, открытого предостережения, вызванные остротой и сложностью стоящих перед обществом проблем, являются одной из характерных особенностей литературы последних десятилетий.
— Печальный детектив Астафьев — тема борьбы со злом