Пейзаж в лирических отступлениях романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
1. Роман Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни».
2. Значение пейзажных зарисовок.
3. Настроение героев и картины природы.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» был назван «энциклопедией русской жизни». Эта характеристика вполне справедлива. Помимо основной сюжетной линии в произведении есть множество авторских лирических отступлений.
Они дают возможность читателю как бы изнутри увидеть действительность того времени. Среди лирических отступлений большой интерес представляют те, которые касаются
Вот, например, Пушкин показывает деревню, где довелось осесть главному герою. Мы узнаем об этом прелестном уголке:
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
На первый взгляд, эта картина не столь важна для основного сюжета. Но если внимательно
Картины природы помогают читателю ощутить настроение автора. Вот наступление осени ознаменовало новый виток событий. И настроение Пушкина так отчетливо передается читателю:
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Поэт не случайно обращает внимание на смену времен года. Пушкин подчеркивает динамику развития сюжета. И наступление нового сезона гармонично связано с сюжетной линией. Все течет, все изменяется.
Наступают новые события в жизни героев, и меняются картины природы. Зарисовки зимы у Пушкина бывают различны.
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
Читатель получает возможность «услышать» треск морозов и увидеть серебрящиеся, укрытые снегом поля. И словно воочию читатель видит речку, одетую льдом, на которой
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед
У Пушкина нет ничего случайного. И «первый снег», который «мелькает, вьется» позволяет проникнуться ощущением русской зимы. Пейзажные зарисовки позволяют лучше узнать характер Татьяны:
Татьяна С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздней Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров.
Настроение героини передается читателю. Благодаря подобным лирическим отступлениям образ Татьяны более глубоко раскрывается перед нами. Упоминание о том, как героиня любит зиму, заставляет задуматься об ее умении тонко чувствовать красоту окружающего мира.
Только незаурядная личность обладает подобными качествами. Так что Татьяна нам кажется еще более интересной. Зимний пейзаж может нести скрытую угрозу, вызывать тревожные ощущения. Именно это мы видим в сне Татьяны:
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой
Здесь описание природы имеет особое значение. Пушкин выбирает эпитеты, нагнетающие страх: «печальная мгла», «кипучий, темный и седой» поток. Этого уже достаточно, чтобы передать ощущения героини, оказавшейся в страшном месте. И во время своего пути она постоянно проваливается в снег. И ветви деревьев, словно злые духи, пугают девушку.
Это создает впечатление, что Татьяна попала в сказку, недобрую и злую. Впрочем, ее сон вполне можно считать таковым.
Пейзажные зарисовки используются поэтом и для того, чтобы показать место, где стоит памятник Ленскому:
Есть место: влево от селенья
Где жил питомец вдохновенья,
Две сосны корнями срослись;
Под ними струйки извились
Ручья соседственной долины.
Там пахарь любит отдыхать,
И жницы в волны погружать
Приходят звонкие кувшины;
Там у ручья в тени густой
Поставлен памятник простой.
Мирная картина природы только подчеркивает трагедию преждевременной гибели юноши. Все в мире осталось по-прежнему. Все так же растут сосны, течет ручей, шумят волны.
Но поэта уже нет, и на фоне красоты сельской природы о нем напоминает только «памятник простой».
В романе есть описание весны:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
В этих строках ощущается энергия просыпающейся природы. Но Пушкин говорит, что явление весны приносит для него грусть. Обновление природы заставляет его задуматься о прошлом, ощутить боль потерь.
С другой стороны, поэт позволяет читателю насладиться эпитетами, характеризующими наступление нового сезона. И грусть автора в данном контексте вызывает философские размышления, а не заставляет задуматься о чем-то печальном.
Описания природы используются автором для того, чтобы прогулки Татьяны приобрели еще большее значение.
Ее прогулки длятся доле.
Теперь то холмик, то ручей
Останавляют поневоле
Татьяну прелестью своей!..
Мы снова получаем возможность ощутить настроение героини. Она стремится к одиночеству. А во время прогулок на лоне природы чувствует себя счастливой. Значит, общение с природой для Татьяны более важно, чем общение с людьми. Природе не свойственны лицемерие, фальшь, и девушке легче от этого.
Природа живет своей жизнью, и Татьяна не является сторонним наблюдателем. Она становится неотъемлемой частью родной природы. А природа, в свою очередь, становится частью ее самой. Нетрудно представить горе девушки, разлученной с родными красотами.
Город не может восполнить пустоты в душе. Взамен живых картин природы — холодный город с его законами и нравами.
Пейзажные зарисовки позволяют наблюдать за хронологией событий в романе. Судьбы героев показаны на фоне меняющихся картин природы, и от этого у читателя создается ощущения проходящего времени. Природа как бы становится живым участником событий, влияет на психологическое состояние героев, дает возможность лучше понять их настроение.
Картины природы, кроме всего прочего, позволяют понять, насколько сам автор любил и понимал ее красоту, умел ценить каждый прожитый миг, удивительный и неповторимый.
Пейзаж в лирических отступлениях романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»