«Перед тобой синеют без границы»
Поэтические традиции XX века зеркально отразились в лирике А. Блока. Он «заимствовал» образы, идеи у любимых им поэтов-классиков — у Пушкина, Лермонтова. А. А. Блок, бесспорно, — первый лирик своего времени.
Поэт вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души — высший взлет, озаренность, романтический порыв, томление, предчувствие, восторг, душевная чистота — это ранний А. А. Блок. Блок впервые в жизни испытал любовь к женщине, и это оказалось мощным стимулом творческого роста.
Вместе с тем встреча
Блок почувствовал себя в романе с Садовской поэтом, но понял также и то, что «любовь» и «жизнь» для него несовместимы. Любовная драма и последующее прозрение здесь уже прочно вплетены в городской «пейзаж». Роман с Садовской открыл, пояснил Блоку много в нем самом.
Поэтому к встрече и затем решительному
Этот идеальный образ, целиком неземной и отвлеченный, создавался на почве вполне земных и реальных впечатлений, получаемых, с одной стороны, от подходящего к концу романа с Садовской, с другой — от знакомства с Менделеевой. Возникший ранее в его творчестве образ неземной подруги, царевны, под воздействием впечатления, произведенного на поэта Любовью Дмитриевной, оформился и укрепился как образ Прекрасной Дамы, Произошло открытие новой большой темы, повлиявшее на творчество многих поэтов начала века. «Стихи о Прекрасной Даме» — явление, стоящее особняком в русской поэзии. Уже само название стоит вне традиции: Культа Прекрасной Дамы наша поэзия не знала.
Культ творит сам поэт.
Это высокое, верное, рыцарское служение юноши-поэта своей мечте о неземной любви, беззаветное восхищение той, кто кажется ему высшим воплощением земного совершенства, царицей мира. Вечной Женственностью. Каждая встреча с ней — событие, имеющее глубокий смысл, за ним — тайна.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя.
Название «Стихи о Прекрасной Даме» — чужеродное, романское, но Блок не поселяет ту, которой поклоняется, в средневековые замки. Та, которой имени нет, является ему среди русских полей и лугов, среди таинственной и прекрасной природы, расстилающейся за порогом шахматовского дома: русская лирика нерасторжима с русской природой. Прекрасная Дама — не только символ единства и гармонии.
Она владеет тайной жизненного равновесия, скрытой от живущих на земле. Образ Царицы создавался на основе реальных земных впечатлений; это был путь, «снизу» «вверх», от «земного» к «неземному». Замкнутый внутри своего «я», лирический герой Блока жаждет освобождения, света, воли, — и эту свою жажду сопрягает с обликом «возлюбленной», «царицы», которой суждено открыть ему путь «из мрака к свету». Многое в юношеской лирике Блока условно и традиционно. Но основная коллизия найдена сразу, выражена отчетливо и не зависит от традиции.
В «Стихах о Прекрасной Даме» она усложняется, образ «холодной богини» приобретает черты Прекрасной Дамы. Роли в «Стихах…» распределены точно и определенно: «она» — «царица чистоты», «он» — «раб», возносящий хвалу:
Перед Тобой синеют без границы Моря, поля, и горы, и леса… А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи… Безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебя поет.
Его не знаешь Ты…
Поэт оказывается не только героем лирического цикла, «рыцарем» Прекрасной Дамы, но и главным лицом сценического «действа». Таинственное проникновение в сущность мира и мироздания, чем и была для Блока любовь, дробится в стихах цикла на множество маленьких сцен, действий, составляющих одно большое «повествование». Внутренней динамикой обладает центральный образ цикла — образ Прекрасной Дамы.
Он проделывает в своей эволюции сложный путь видоизменений: земной облик Л. Д. Менделеевой вызывает в памяти ассоциации с «героиней» юношеских стихов, чей образ в свою очередь разрастается в образ Прекрасной Дамы, но уже в соединении с представлением о живом человеке. В «Стихах…» лирический герой был введен как характер человека, находящегося во власти «злых законов времени». Над человеком как бы тяготеет «проклятие времени», которое и делает его средоточием мировых процессов. На фоне среди «знаков» — закатов, зорь, туманов происходит мистическое явление той, чье имя пишется поэтом с большой буквы. У нее множество имен: Закатная Таинственная Дева, Дочь Света, Владычица Вселенной, Дочь Блаженной страны, Вечная Любовь, Хранительница Дева, Величавая Вечная Жена, Российская Венера.
Она — Невозмутимая, Тихая, Ясная, Певучая, Далекая, Светлая, Ласковая, Святая. Певец Прекрасной Дамы творит свой идеал в неизмеримом разрыве мечты с действительностью. И как ни вневременна Прекрасная Дама, а действительность вторгается и в этот изолированный мир мечты, нарушая гармонию. Где-то таится пока еще смутное ощущение неблагополучия в большом мире и в душе поэта.
Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать… А хмурое небо низко — Покрыло и самый храм. Я знаю: Ты здесь.
Ты близко. Тебя здесь нет. Ты — там.
Однако образ Прекрасной Дамы тускнел, раздваивался. Начиналась страшная, никем не изжитая трагедия души. Прекрасная Дама покинула Блока — навсегда Она отошла «в поля без возврата». Единая направленность творчества — гимны той, всецелая погруженность в мечту — исчезла, мир становится многообразен. Мир тревожный, страшный, но и влекущий.
Ты — уже с маленькой буквы. Здесь путеводным огоньком мерцал вдали тот образ, который так ярко и нежно светил. А. Блок — властитель душ читательских поколений XX века. Его творчество составляет важнейшую главу во всей истории любовной поэзии.
Поэт является олицетворением многозвучного, многокрасочного и прекрасного мира любви и нежности.
«Перед тобой синеют без границы»