Переплетение фантастического, психологического в балладе Й. В. Гете «Лесной король»
Цель: ознакомить учеников с отдельными фактами жизни и творчества Й. В. Гете, раскрыть психологический, фантастический и реальный аспекты баллады «Лесной король»; развивать умение выразительного чтения, творческое воображение; проанализировать особенности композиции, образной системы произведения; воспитывать гармоничное отношение к природе и миру, стремление к творческому сосуществованию с ней.
Оборудование: портрет Й. В. Гете, опорные схемы, текст баллады «Лесной король» в переводах Б. Гринченко, М. Рыльского, П. Кулиша.
Природа
Ход урока.
І. Проверка домашней задачи.
1. Презентация ученикам кадров диафильма по балладе Ф. Шиллера «Перчатка».
2. Выразительное чтение баллады «Перчатка».
ІІ. Работа по теме урока.
1. Подготовка к восприятию учебной темы. Составление ассоциативного куста.
Среда существования человека. Связь с человеком неразрывна. Опасность. Естественные явления.
Эстетичное наслаждение. Гармония Животный мир Тайна Охранять природу Красота растения
Учитель. Мы пришли к мысли, что человек не может существовать без природы.
Именно поэтому и должен человек проявлять заботу о мире, в котором живет. А теперь послушаем, какой видел и воспринимал природу Й. В. Гете. .
Задача перед чтением:
— Выясните, как характеризует поэт существование человека с природой.
«Природа! Мы ею окружены и охвачены — не дано нам выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошено и неожиданно она захватывает нас в свой круговой танец и крутит, аж пока мы, обессиленные, не выпадаем из ее рук. Она создает вечно новые формы: что есть, того еще не было, что было, то не возвратится, — все новое и, в сущности, всегда старое. Мы живем в ней, но чужие ей.
Она вечно говорит с нами и не выдает нам своих тайн. Мы постоянно влияем на нее, но не имеем над ней власти. Индивидуальность будто бы главное для нее, но и индивид ей ни к чему.
Она вечно строит и вечно разрушает, а мастерская ее неприступная… она все продумала и думает неуклонно, но не как человек, а как природа. У нее своевременный всеобъемлющий смысл, которого никто не может подметить. Кто ее не видит везде, поэтому она не открывается нигде…
Зрелище ее вечно новое… Прекраснейшая ее выдумка — жизнь, смерть — только художественное средство для создания еще большей жизни. Она окутывает людей тьмой и вечно порывает к свету. Она делает их зависимыми от земли, неуклюжими и тяжелыми, чтобы снова и снова порывать вверх. Венцом ее является любовь.
Только через любовь приближаются к ней. Она — все. Она самая себя рождает и наказывает, самая себя радует и мучит.
И всегда в ней есть все. Прошлого и будущего она не знает — современность является ее вечностью. Она добрая — я прославляю ее во всех ее творениях».
Учитель. Итак, природа всегда была для Гете источником вдохновения и большой загадкой, которая вечно влечет и забирает в плен душу человека. Вместе с писателем мы попробуем притронуться к таинственной силе природы, приблизиться к ее загадочной сути.
2. Сообщение темы урока, цели.
3. Работа с портретом Гете.
— На какие черты внешности Гете обращает наше внимание Генрих
Гейне?
«Его внешность была так же значащей, как слово в его произведениях, и фигура была так же гармоничной, светлой, радостной, благородной, пропорциональной, и по нему, как по античной статуе, можно было изучать греческое искусство. Глаза были спокойные, как взгляд божества… Время укрыло его голову снегом, но не смогло склонить ее.
Он продолжал держать ее гордо и высоко, а когда говорил, то казалось, что ему дана возможность пальцем указывать небесным звездам путь, которым они должны двигаться…».
4. Ознакомление с биографией Й. В. Гете с помощью «цепочки вопросов». .
— Выясните значение творчества поэта.
— В каких учебных заведениях будущий поэт, философ и ученый получал образование?
— Охарактеризуйте творческое наследие Й. В. Гете. Чем еще он увлекался?
— Раскройте творческую историю баллады «Лесной король».
— Назовите переводчиков произведений Гете.
5. Работа над балладой
1) Выразительное чтение баллады учителем, учениками.
2) Эвристическая беседа:
— О чем идет речь в балладе? .
— Как реагируют отец и сын на явления природы, которая их окружает? .
— Опишите, каким вы представляете себе ольшаного короля?
— Что напоминает ритм стиха? .
3) Составление опорной схемы «Структура баллады Й. В. Гете «Лесной король»:
Назовите мифологические образы и символы. .
— Ночь — символ злых сил, неопределенности.
— Туман — символ блуждания, растерянности.
— Ветер — символ свободы, скорости.
— Верба — символ печали, скорби, тоски.
3. Исследовательская работа в парах.
Докажите, что «Лесной король» по жанру — баллада. .
4. Выразительное чтение в лицах баллады в переводе М. Рыльского и П. Кулиша.
Задача: передайте голосом атмосферу тревоги, присущую балладе.
6. Итоговая беседа.
Какое впечатление оказала на вас эта баллада? .
7. Заключительное слово учителя.
Обратимся еще раз к эпиграфу и к цитате из этюда «Природа».
Действительно, природа — самая загадочная тайна, которая нас окружает. Она поддерживает, вдохновляет, охватывает и в то же время пугает, заставляет задуматься над своими загадками. Только через любовь и гармоничное сосуществование человек может приблизиться к природе.
Нам остается восхищаться творением Гете «Лесной король» и лелеять большую любовь и уважение к природе.
ІІІ. Домашняя задача.
1. Выучить балладу наизусть.
2. Индивидуальные задачи к изучению баллады «Песня о вещем Олеге».
Переплетение фантастического, психологического в балладе Й. В. Гете «Лесной король»