Переплетение фантастического, психологического в балладе Й. В. Гете «Лесной король»

Цель: ознакомить учеников с отдельными фактами жизни и творчества Й. В. Гете, раскрыть психологический, фантастический и реальный аспекты баллады «Лесной король»; развивать умение выразительного чтения, творческое воображение; проанализировать особенности композиции, образной системы произведения; воспитывать гармоничное отношение к природе и миру, стремление к творческому сосуществованию с ней.

Оборудование: портрет Й. В. Гете, опорные схемы, текст баллады «Лесной король» в переводах Б. Гринченко, М. Рыльского, П. Кулиша.

Природа

всегда окутывает людей тьмой и вечно порывается к свету. Й. В. Гете.

Ход урока.

І. Проверка домашней задачи.

1. Презентация ученикам кадров диафильма по балладе Ф. Шиллера «Перчатка».

2. Выразительное чтение баллады «Перчатка».

ІІ. Работа по теме урока.

1. Подготовка к восприятию учебной темы. Составление ассоциативного куста.

Среда существования человека. Связь с человеком неразрывна. Опасность. Естественные явления.

Эстетичное наслаждение. Гармония Животный мир Тайна Охранять природу Красота растения

Учитель. Мы пришли к мысли, что человек не может существовать без природы.

Он является ее частицей, существует в ней, пользуется дарами природы, получает эстетичное наслаждение от созерцания окружающего мира.

Именно поэтому и должен человек проявлять заботу о мире, в котором живет. А теперь послушаем, какой видел и воспринимал природу Й. В. Гете. .

Задача перед чтением:

— Выясните, как характеризует поэт существование человека с природой.

«Природа! Мы ею окружены и охвачены — не дано нам выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошено и неожиданно она захватывает нас в свой круговой танец и крутит, аж пока мы, обессиленные, не выпадаем из ее рук. Она создает вечно новые формы: что есть, того еще не было, что было, то не возвратится, — все новое и, в сущности, всегда старое. Мы живем в ней, но чужие ей.

Она вечно говорит с нами и не выдает нам своих тайн. Мы постоянно влияем на нее, но не имеем над ней власти. Индивидуальность будто бы главное для нее, но и индивид ей ни к чему.

Она вечно строит и вечно разрушает, а мастерская ее неприступная… она все продумала и думает неуклонно, но не как человек, а как природа. У нее своевременный всеобъемлющий смысл, которого никто не может подметить. Кто ее не видит везде, поэтому она не открывается нигде…

Зрелище ее вечно новое… Прекраснейшая ее выдумка — жизнь, смерть — только художественное средство для создания еще большей жизни. Она окутывает людей тьмой и вечно порывает к свету. Она делает их зависимыми от земли, неуклюжими и тяжелыми, чтобы снова и снова порывать вверх. Венцом ее является любовь.

Только через любовь приближаются к ней. Она — все. Она самая себя рождает и наказывает, самая себя радует и мучит.

И всегда в ней есть все. Прошлого и будущего она не знает — современность является ее вечностью. Она добрая — я прославляю ее во всех ее творениях».

Учитель. Итак, природа всегда была для Гете источником вдохновения и большой загадкой, которая вечно влечет и забирает в плен душу человека. Вместе с писателем мы попробуем притронуться к таинственной силе природы, приблизиться к ее загадочной сути.

2. Сообщение темы урока, цели.

3. Работа с портретом Гете.

— На какие черты внешности Гете обращает наше внимание Генрих

Гейне?

«Его внешность была так же значащей, как слово в его произведениях, и фигура была так же гармоничной, светлой, радостной, благородной, пропорциональной, и по нему, как по античной статуе, можно было изучать греческое искусство. Глаза были спокойные, как взгляд божества… Время укрыло его голову снегом, но не смогло склонить ее.

Он продолжал держать ее гордо и высоко, а когда говорил, то казалось, что ему дана возможность пальцем указывать небесным звездам путь, которым они должны двигаться…».

4. Ознакомление с биографией Й. В. Гете с помощью «цепочки вопросов». .

— Выясните значение творчества поэта.

— В каких учебных заведениях будущий поэт, философ и ученый получал образование?

— Охарактеризуйте творческое наследие Й. В. Гете. Чем еще он увлекался?

— Раскройте творческую историю баллады «Лесной король».

— Назовите переводчиков произведений Гете.

5. Работа над балладой

1) Выразительное чтение баллады учителем, учениками.

2) Эвристическая беседа:

— О чем идет речь в балладе? .

— Как реагируют отец и сын на явления природы, которая их окружает? .

— Опишите, каким вы представляете себе ольшаного короля?

— Что напоминает ритм стиха? .

3) Составление опорной схемы «Структура баллады Й. В. Гете «Лесной король»:

Назовите мифологические образы и символы. .

— Ночь — символ злых сил, неопределенности.

— Туман — символ блуждания, растерянности.

— Ветер — символ свободы, скорости.

— Верба — символ печали, скорби, тоски.

3. Исследовательская работа в парах.

Докажите, что «Лесной король» по жанру — баллада. .

4. Выразительное чтение в лицах баллады в переводе М. Рыльского и П. Кулиша.

Задача: передайте голосом атмосферу тревоги, присущую балладе.

6. Итоговая беседа.

Какое впечатление оказала на вас эта баллада? .

7. Заключительное слово учителя.

Обратимся еще раз к эпиграфу и к цитате из этюда «Природа».

Действительно, природа — самая загадочная тайна, которая нас окружает. Она поддерживает, вдохновляет, охватывает и в то же время пугает, заставляет задуматься над своими загадками. Только через любовь и гармоничное сосуществование человек может приблизиться к природе.

Нам остается восхищаться творением Гете «Лесной король» и лелеять большую любовь и уважение к природе.

ІІІ. Домашняя задача.

1. Выучить балладу наизусть.

2. Индивидуальные задачи к изучению баллады «Песня о вещем Олеге».




Переплетение фантастического, психологического в балладе Й. В. Гете «Лесной король»