Особенно во второй его половине, у нас наблюдается значительный приток иноземной, преимущественно западной, повествовательной литературы, главным образом через польское и отчасти чешское посредство. Большая ее часть является чисто светской как по своему стилю, так и по тематике, меньшая носит на себе еще печать церковной идеологии. К первому разряду относится ряд рыцарских повестей, в том числе «История семи мудрецов», смехотворные повестушки и анекдоты, новеллы и басни, ко второму — такие сборники нравоучительных рассказов, как «Великое Зерцало», «Звезда Пресветлая», «Римские Деяния».
В основе большинства произведений этой повествовательной литературы лежат сюжеты, имевшие широкое хождение как на Западе, так и на Востоке. Частично материал для них давала и Византия, издавна поставлявшая на Русь свою литературную продукцию.
Переводчиками повествовательного материала с благочестивой окраской были большей частью ученые монахи, переселившиеся в Москву с Украины, из Киева, прочего же — служащие Посольского приказа.
У нас на первых порах эта литература послужила материалом для чтения наиболее образованных слоев, в первую очередь духовенства и феодальной аристократии, и, судя по языку дошедших до нас от XVII в. списков, также слоев демократических. Вскоре же, видимо, эта повествовательная литература частично нашла отражение в фольклоре — в былине и сказке.
Дайджест:
- Бытовые повести русской литературе XVII векаНаряду с воинской повестью, отражавшей героические события в жизни народа, в XVII в. появился новый жанр — бытовая повесть, в которой ставились уже морально-этические и социальные проблемы. К числу таких повестей следует отнести «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о купце», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове» и др. Их герои ... Читать далее...
- Совмещение старого и нового в русской литературе XVII векаРусской литературе XVII в. принадлежит заметная роль в развитии нашей отечественной литературы. Она является тем звеном, которое соединяет средневековую словесность с искусством нового времени. Совмещение старого и нового, традиционного и преодолевающего традиции наблюдается и в тематике произведений, и в миросозерцании писателей, и в литературных формах. По-прежнему важное место занимает героика: тема защиты отечества звучит в ... Читать далее...
- Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистикеНачать урок можно с обсуждения слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф. Вопросы для обсуждения Каково основное содержание понятий Классические Произведения, внутренняя красота, образованность? Почему Д. С. Лихачев назвал русскую литературу «совестью народа»? Как вы понимаете эти слова? Каково место литературы в современной общественной жизни? Аргументируйте свою позицию. Помогает ли литература сегодня воспитывать людей ... Читать далее...
- Русская историческая повесть преимущественно второй половины XVII векаXVII век — особенно вторая его половина — в истории русской литературы отмечен значительным развитием повествовательной литературы. Тут частично звучат еще старые, обжившиеся мотивы и разрабатываются уже знакомые из прошлого темы и сюжеты, окрашенные часто в христианские благочестивые тона, проникнутые элементами чуда и легенды и сплошь и рядом не обходящиеся без непременного участия нечистой бесовской ... Читать далее...
- XVII век — век подготовки радикальных перемен в русской литературеНачинается перестройка структуры литературы как целого. Чрезвычайно расширяется количество жанров за счет введения в литературу форм деловой письменности, которым придаются чисто литературные функции, за счет фольклора, за счет опыта переводной литературы. Усиливается сюжетность, развлекательность, изобразительность, тематический охват. И все это совершается в основном в результате огромного роста социального опыта литературы, обогащения социальной тематики, разрастания социального ... Читать далее...
- Жития XVII века. Своеобразие этих произведенийЖития святых XVII века знаменуют собой, в известном смысле, логическое завершение древнерусской агиографии, постепенный переход к новому периоду русской литературы. В 1-й половине XVII века наблюдается трансформация жанра — агиографические произведения наполняются географическими реалиями, элементами бытовой повести («Повесть об Ульянии Осоргиной» Она построена на живом соединении традиций агиографической литературы со своего рода бытовизмом нового времени, ... Читать далее...
- Дебаты по историческим и литературным вопросам первой половины XVII векаВ тридцатые годы контраст между бюрократическим, циничным, гоняющимся за удовольствиями, мишурным Петербургом и молодой, идеалистической, вдохновенно философствующей Москвой был разительным. В то время, как раболепные и услужливые издания петербургского триумвирата процветали, приносили большие барыши и не вызывали у властей даже тени неудовольствия, история московских журналов — это сплошной мартиролог цензурных притеснений и финансовых неудач дилетантов-издателей. ... Читать далее...
- Сборники анекдотических и шуточных рассказов, басен во второй половине XVII векаВо второй преимущественно половине XVII в. у нас появляются в переводе с польского, частью с латинского и с немецкого языков разнообразные сборники светской повествовательной литературы, заключающие в себе поучительный или забавный анекдот, веселую шутку, басню, порой нескромную новеллу. В русских рукописях XVII в. встречаются так называемые «Апофегматы», где в четырех книгах собраны изречения и рассказы ... Читать далее...
- Борьба в литературе XVII векаКлассицизм был главным, но не единственным направлением во французской литературе XVII в. В кругах общества, оппозиционных абсолютной монархии, развивались и другие литературные направления. Появлялись произведения, высмеивающие педантизм, чопорность академической и придворной литературы. Еще в 20-х годах XVII в. вышел роман Шарля Соре-ля «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона»; в нем описывались приключения бедного дворянина, скитавшегося по Франции. ... Читать далее...
- Французская литература второй половины XVII векаТворчество Мольера и Лафонтена, Расина и Буало, Ларошфуко и Лабрюйера создает тот «золотой век» французской литературы, который длительное время рассматривался как культурный и художественный образец для других европейских народов. Вместе с тем в последние десятилетия XVII в. все явственнее обнаруживаются глубокие противоречия французского общества, кричащий диссонанс между расточительством и роскошной жизнью социальной верхушки и нищетой ... Читать далее...
- Литература Африки и Западной АзииРаспад Мировой империалистической системы во второй половине XX века характеризуется острой борьбой бывших колониальных стран за свою независимость. Ширятся национально-освободительные движения в странах Азии и Африки, появляются совершенно новые, свободные государства. Те страны, которые еще недавно были экономически отсталыми, политически несамостоятельными, сегодня строят новую жизнь. Естественно, что они нуждаются в огромном количестве учителей, врачей, инженеров. ... Читать далее...
- Судьбы реализма в западноевропейских литературах XVII векаВ той истории реализма, которая за последние годы создана стараниями русских ученых, есть заметное белое пятно — это литература XVII в. Мы признаем существование реализма ренессансного, просветительского, критического реализма XIX — XX вв. и социалистического реализма… Но есть ли у нас работы о реализме XVII в.? Правда, век этот начинается лучшими трагедиями Шекспира, к его ... Читать далее...
- Характерные особенности литературы Германии XVII векаВ Германии соседствовали три религии: лютеранство, католицизм и кальвинизм. Уже сама эта множественность вероучений создавала почву для распространения сект, стоявших за пределами официальных религий и отражавших неудовлетворенность широких масс итогами лютеровской реформы. За сто лет своего существования лютеранство обросло собственными догмами, утратило видимость свободы и опоры на разум, которые поначалу привлекли к нему широкие массы ... Читать далее...
- Основное направление развития романа XVII векаОсновное направление развития романа, ведшее к его подъему в XVIII в., лежало в иной области, и у истоков этого основного направления были «Дон Кихот» Сервантеса и его «Назидательные новеллы». Много раз в наших работах вспоминались слова Белинского О том, что Шекспир и Сервантес стоят у начала новой, современной литературы. Эти справедливые слова в полной мере ... Читать далее...
- Своеобразие реализма XVII века в английском романеСвоеобразие реализма XVII в. в его английском варианте, его возможности и перспективы проявились в творчестве Дж. Беньяна. Уже в первом своем произведении «Изобильное милосердие, изливающееся на главного грешника» Беньян создал своеобразный исторический и психологический документ, характеризующий внутренний мир пуританина — демократа послереволюционных лет, раскрыл сложное духовное состояние, свойственное ему — правдоискателю, и глубокому мыслителю, впрочем, ... Читать далее...
- Основные пути развития художественной культуры XVII векаXVII столетие — это весьма своеобразный этап в развитие западноевропейской культуры литературы и искусства. Эти особенности во многом определяются историческими условиями. Век наполнен глубокими противоречиями. С конца XVII века феодально-каталическая реакция переходит в широкое наступление, и стремиться искоренить все гуманистические идеи, материальные и научные взгляды. В Испании в это время очень широко развивалась драматургия, прежде ... Читать далее...
- В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века?В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? Русская литература XX века развивалась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны «горячих точек». Эти события нашли отражение в создаваемых художественных произведениях различных направлений и течений и получили в них ... Читать далее...
- Немецкая драматургия XVII векаСпецифически придворной формой театрального искусства барокко стала опера, которая пришла в Германию из Италии. На сценах придворных театров, которые возникают в княжеских резиденциях ставятся оперы преимущественно итальянских авторов. Однако уже в 1627 г. в результате сотрудничества Мартина Опица и выдающегося немецкого композитора Генриха Шютца рождается первая немецкая опера «Дафна». Оперные либретто пишут такие поэты, как ... Читать далее...
- Культура и экономика в судьбе русской литературы золотого векаКультура и экономика кажутся противоположными полюсами. Насколько первая «непрактична», возвышенна, настолько последняя «приземлена» и направлена на получение выгоды. И все же они зависят друг от друга и друг на друга влияют в той мере, в какой экономическое развитие сказывается на судьбах, психологии и воззрениях людей. Еще в XVI веке в Европе начал утверждаться новый тип ... Читать далее...
- Человек в гармонии с природой в русской прозе XX века1. Величальная песнь морю-озеру Байкал. 2. Влияние Байкала на жизнь человека. 3. Вечно мудрая и нравственная Природа. …О, дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится. В. Г. Распутин Байкал — великое озеро России не ... Читать далее...
- Некоторые итоги развития русской литературы в первой половине XIII векаПодведем некоторые итоги развития русской литературы в первой половине XIII века Благодаря переписке с болгарских оригиналов и непосредственным переводам с греческого и других языков Русь восприняла многие из жанров византийской литературы, восприняла при этом в лучших, классических образцах. Русь узнала библейские и богослужебные книги, патристику, в обеих ее формах — торжественного и учительного красноречия, агиографию, ... Читать далее...
- Луис де Гонгора и испанская поэзия XVII векаОсновоположником и крупнейшим представителем культистского направления в испанской барочной поэзии был Луис де Гонгора, по имени которого, как уже было сказано, это направление называют также гонгоризмом. Луис де Гонгора-и-Арготе родился и большую часть жизни прожил в Кордове. Он происходил из старинной, но обедневшей дворянской семьи. Гонгора изучал право и теологию в Саламанкском университете, в 1585 ... Читать далее...
- По картине А. П. Рябушкина «Московская девушка XVII века»А. П. Рябушкин написал образ московской девушки в 1903 году. На картине изображена молодая девушка, идущая вдоль улицы. Ее походка изящна и грациозна. Всем своим видом юная красавица показывает, как гордится тем, что она москвичка. По ее внешнему виду, нельзя понять к какому сословию она принадлежит. Одежда указывает на то, что она не из бедной ... Читать далее...
- По картине К. Е. Маковского «Боярский свадебный пир XVII века»В творчестве Маковского очень много картин, которые описывают жизнь и быт Руси в патриархальные времена. Он один из наиболее известных живописцев 2-ой половины XIX века. Его творчество можно назвать разносторонним. Его еще называют вдохновенным певцом древнерусской старины, у него свой взгляд на колорит и быт того народа. Эта картина относится к боярскому циклу и тесно ... Читать далее...
- По картине художника А. П. Рябушкина «Московская девушка XVII века»А. П. Рябушкин — известный русский художник, любимый ученик Перова в Московском училище живописи, автор полотен о деревне и историко-бытовых работ. На картине «Московская девушка XVII века» изображена любимая эпоха художника. На тихих заснеженных улицах Москвы стоят избы и терема, топятся печи, пекутся пироги, в светлицах рукодельничают девушки. Кружева, как застывший снег, нависают над окнами. ... Читать далее...
- Образ Обломова как тип «лишнего человека» в русской литера туре XIX векаВ начале XIX века в русской литературе появляется целый ряд произведений, основной проблемой которых является конфликт человека и общества, воспитавшей его среды. Наиболее выдающимися из них были «Евгений Онегин» А. С. Пушнина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Так создается и развивается особый литературный тип — образ «лишнего человека», героя, не нашедшего своего места ... Читать далее...
- Возрождение героической поэмы в русской литературе ХХ векаК середине десятилетия Русская поэзия осознает в себе уже достаточно силы не только для воспроизведения «биографических сведений» , но и для крупномасштабного эпического отображения революционного состояния мира, ориентирующегося на «текст» самой истории. В этой связи широко и по-новому развивается жанр поэмы, именно революционно-народная тематика жизненно обновляет поэму. Некоторые опыты в начале 20-х годов, направленные на ... Читать далее...
- Развитие русской литературы конца ХХ векаПоследнее тридцатилетие XX в. оказалось совершенно непохожим на предшествующее время. В нем ясно различаются три периода: советский, перестроечный, носивший переходный характер, и постсоветский. В стране произошли принципиальные общественно-политические и экономические изменения. И хотя литературный процесс развивается по своим законам, полностью отрицать влияние на него внешних обстоятельств нельзя. Время с конца 1960-х и до 1985 г. ... Читать далее...
- Немецкая драматургия как составная часть немецкой культуры XVII векаСпецифически придворной формой театрального искусства барокко стала опера, которая пришла в Германию из Италии. На сценах придворных театров, которые возникают в княжеских резиденциях ставятся оперы преимущественно итальянских авторов. Однако уже в 1627 г. в результате сотрудничества Мартина Опица и выдающегося немецкого композитора Генриха Шютца рождается Первая немецкая опера «Дафна». Оперные либретто пишут такие поэты, как ... Читать далее...
- Сборники нравоучительных повестей и рассказов во второй половине XVII векаСборник «Великое Зерцало» переведен на русский язык в Москве в 1677 г., с одобрения еще за год перед тем умершего царя Алексея Михайловича. Перевод сделан был с польского оригинала, носившего заглавие «Wielkie Zwierciadlo przykladow», второе издание которого вышло в Кракове в 1633 г. Несколько позже сделан был второй перевод этого памятника, получивший особенное распространение в ... Читать далее...
Переводы и переработки на русской почве западной повести в XVII века