Периодизация творчества Шекспира

Вильям Шекспир — центральная фигура английского Возрождения и мирового искусства в целом. Его отличает размах мысли, широта кругозора, энциклопедичность, диалектика жизненных потрясений, проникновенное чувство природы. Родился в городе Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье ремесленника и торговца.

Обучался он в местной школе, в 18 лет женился, перебрался в Лондон, где связал свою судьбу с театром.

С 1597 г. работал в театре «Глобус» в качестве актера и драматурга. В 1612 г.

Шекспир покинул Лондон и поселился в своем родном городе. Он отходит

от литературно деятельности и доживает свои дни в кругу семьи, окруженной уважением жителей Стрэтфорда.

I период Оптимистический. Сонеты Комедии и исторические хроники. «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шуму из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь», «Ричард III», «Ричард II», «Генрих IV», «Генрих V». Трагедии «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь».

Вера в возможность гармонии человека и мира. Вера в возможность развития ренессансной личности. Зло не носит глобального характера, оно победимо и связано с тем, что уже уходит в прошлое.

Хроники.

Ричард 2 упоен мыслю о божественном происхождении своей власти, Ричард 3 посредством ряда убийств и преступлений достигает престола и обуздывает феодалов — Макиавелли), «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь» .

II период. Трагедии.

«Гамлет» , «Отелло» , «Макбет» , «Король Лир» и др. Осознание трагических противоречий человеческого бытия и их неразрешимость. Это результат углубления философских воззрений Ш. И развития Ренессанса вообще.

Зло носит всеобъемлющий характер.

Можно преодолеть его проявление, но не его само. Самые умные, одаренные люди гибнут под натиском темных сил, типы и характеры эпохального значения. III период. Романтический. Трагикомедии.

Эстетика барокко. Трагизм преодолевается с помощью стоической морали. Сказочные мотивы.

Персонажи-маски. Счастливые развязки — результат случая. В «Буре» он не изображает типичные жизненные положения и борьбу страстей.

Он уносит зрителя в воображаемый мир.

На первый план выступают представители молодого поколения — добрые и чистые существа, охваченные взаимной любовью, не способные к злу и жестокости. Ее фабула послужила Шекспиру предлогом для синтетического изображения человечества, показанного в его главнейших типах, начиная от воплощения первобытной дикости в лице Калибана и кончая благородным мудрецом Просперо.

Но все эти образы — как людей, так и духов, обрисованы несколько схематично, в манере, близкой к старинным моралите. Главная пронизывающая всю пьесу мысль — то, что надо смотреть на жизнь философски, с глубокой терпимостью и великим терпением, веря, что все должно окончиться хорошо. В финале пьесы Просперо, осуществив свои планы, расстается со своими чарами, отказавшись от власти над духами.

В этом — высшее моральное торжество Просперо. Однако мотив этот имеет и более общее значение. Его следует связать с печальным предсказанием Просперо о том, что «пышные дворцы и башни… и самый шар земной когда-нибудь исчезнут», ибо «мы сами созданы из сновидений, эту нашу маленькую жизнь Сон окружает»…

В этом сказывается ощущение ограниченности человеческого существа. Так к этой оптимистической по существу пьесе примешиваются скептические и пессимистические тона, но на этот раз носящие характер спокойной примиренности.




Периодизация творчества Шекспира