Первые драмы Лорки

Первая драма Лорки — «Злые чары бабочки» — была написана в 1920 г. и тогда же представлена. Хотя действие пьесы происходит в «Тараканьем царстве», а основные персонажи — юный Таракан и Бабочка, в которую он влюбился, аллегория достаточно прозрачна, чтобы почувствовать ненависть поэта к пошлой прозе жизни, которой он противопоставляет романтическую мечту.

Гораздо более зрелое мастерство обнаруживает Лорка в драме «Мариана Пинеда» .

В основу пьесы положен исторический факт: в 1831 г. за участие в антиабсолютистском заговоре

была казнена юная гранад-ская патриотка Мариана Пинеда. О подвиге Марианы народ сложил легенды, воспел его в романсах. Лорка следует скорее за этими романсами, чем за историками.

В частности, стремясь возможно более прочно связать между собой действующих лиц, он, вопреки фактам, ставит в центр своей драмы историю взаимной любви Марианы и одного из руководителей абсолютистского заговора Педро Сото-майора, противопоставив этому чувству в качестве контрдействия страсть к Мариане судьи Педросы. Это позволило Лорке выдвинуть на первый план проблему соотношения между личным чувством героини и осознанием ею

своего патриотического долга.

Поначалу эти чувства взаимно дополняются и обогащаются. Лишь после того как заговор раскрыт правительством и Педро вынужден бежать, оставив Мариану в руках врагов, чувства героини лишаются гармоничности. Ее любовь к Педро поддерживает в ней надежду на то, что возлюбленный придет ей на помощь, как бы ни было это безрассудно с точки зрения интересов дела. Но Педро покидает Испанию, жертвуя своей любовью во имя патриотического долга.

И понимание конечной правоты Педро, которое приходит к Мариане после мучительной внутренней борьбы, позволяет ей преодолеть возникшее в ее душе смятение чувств. Когда она идет на казнь, любовь к Педро и любовь к свободе снова сливаются воедино, но теперь любовь к Педро, пройдя сквозь горнило испытаний, «очистилась» от всего чувственного; Мариана осознает себя символом Свободы:

Да, я — Свобода: так любовь хотела.

Я — та Свобода, для которой бросил

Меня ты, Педро. Ранена людьми я.

И все же я — свобода. О любовь!

Любовь, любовь — и вечное безмолвье!

Таким образом, трактовка образа Марианы у Лорки прежде всего лирическая. В разговоре с А. Мачадо драматург признавал, что «не стремился подчеркнуть в драме эпическое начало», что он «ощущал Мариану как образ лирический, простой и народный».

Лорка назвал свою пьесу «романсом в трех эстампах», и это определяет ее художественное своеобразие. Пьеса Лорки связана с его поэзией многими нитями. И дело не только в том, что драма написана стихами; главное, что все действие пьесы подчинено законам не столько драматическим, сколько лирическим.

Значительную роль в пьесе играют зрительные образы: обстановка каждого действия призвана создавать у публики впечатление старинной гравюры. И, как всегда, важное место отводит Лорка свету и цвету; сочетание различных цветов, трактуемых символически, придает действию определенную эмоциональную тональность.

Конец 20-х — начало 30-х годов, как уже отмечалось, были для Лорки периодом исканий. Именно в это время он пишет пьесу «Когда пройдет пять лет…» , символико-аллегорический этюд о смысле человеческой жизни; это подчеркивается подзаголовком «Легенда о времени». Смещение времени в действии, переплетение реального и сновидения, жизненного и фантастического планов, широкое использование сценических метафор и т. д. — все это приходит от сюрреализма.

Но, как и в сборнике «Поэт в Нью-Йорке», обращаясь к сюрреалистическим принципам построения образа, Лорка вместе с тем вступает в полемику с самой сущностью сюрреалистической эстетики, с идеей отказа от рационального познания действительности.

Не случайно одновременно с сюрреалистическими опытами Лорка продолжает творческий поиск и в совершенно ином направлении, создав несколько пьесок в традициях народного лубка, фарсового и кукольного театра. Таковы его «Чудесная башмачница» , «Любовь дона Перлимплина и Белисы в их саду» и «Балаганчик дона Кристобаля» . Через все эти разнообразные по сюжетам и сценическим приемам пьесы проходит одна лорковская тема — любви как чувства, присущего самой природе человека и потому не терпящего фальши, расчета и корысти. Эти произведения подготовили расцвет драматургии Лорки в 30-е годы.

В эти же годы окончательно формируются взгляды Лорки на театр, его роль в жизни народа и нации. Его деятельность в «Ла Барраке» позволила ему познакомиться с самым массовым и неискушенным зрителем глухих уголков Испании и укрепила в поэте убежденность в необходимости создания театра, обращенного к народу, «театра социального действия», способного «возвысить душу народа». Драматургическое творчество Лорки 30-х годов и было попыткой реализации этой программы.

В своей борьбе за новый театр Лорка провозгласил лозунг свободы и любви: свободы от коммерции и любви к человеку. То же требование пронизывает и все его пьесы этого периода: свободы, понимаемой как высвобождение человека из-под гнета корыстных расчетов и интересов, и любви, трактуемой как высшее проявление истинно свободной человеческой природы.




Первые драмы Лорки