Первые шаги в литературе Пастернака Б. Л
В 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Б. Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета. Однако в 1909 году он перевелся на философское отделение историко-филологического факультета. Серьезно заинтересовавшись философией, Пастернак отправился в Германию, в Марбургский университет, где принял участие в работе философского семинара цод руководством известного философа профессора Г. Когена, основателя неокантианства.
Б. Пастернаку предложили остаться в Марбургском университете для получения докторской степени.
Впервые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году в коллективном сборнике «Лирика». В том же году он защитил кандидатское сочинение по философии, но за дипломом не явился. С этого времени живопись, музыка и философия окончательно уступают место поэзии.
В 1913 году вышла и первая книга стихов Пастернака «Близнец в тучах». Этот период творчества он позже определил как «начальную
Куча всякого сору. Страшная техническая беспомощность…» — так поэт отзовется о сборнике позже. Продолжая традиции романтической поэзии, лирический герой Пастернака стремится слиться с миром природы.
Это стремление подчеркивается в стихотворении «Февраль. Достать чернш и плакать!..» особенностями синтаксиса — отсутствием подлежащего, использованием безличных конструкций.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Источник творчества поэта — природа. Контрастные мотивы ливня и «сухой грусти», весны и черноты представляют образ мира. В поэтическую систему входят прозаические детали — пролетка, гривны.
Все мотивы стихотворения объединяет черный цвет — черная весна, чернила, чернеющие проталины, обугленные груши.
Несмотря на точки соприкосновения с поэтикой футуристов, его художественная концепция была иной. Поэт все сильнее чувствовал, что «групповая дисциплина» сковывает свободное творчество. Миропонимание Пастернака отличалось тем, что он не видел разделительных барьеров между прошлым и будущим, цивилизацией и природой, творчеством и жизнью. Слом привычных ассоциаций, отказ от традиционной поэтической метафорики у поэта выражал не абсурдность мира, а ощущение его целостности.
Поэт высказывает убежденность в том, что творчество художника должно быть самостоятельным, а символизм, футуризм и акмеизм он сравнивает с дырявыми воздушными шарами.
В 1922 году вышел сборник стихов Пастернака «Сестра моя — жизнь», который принес поэту известность и воспринимался им как утверждение собственной позиции в поэзии: «…мне было совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она была безмерно больше меня и поэтических концепций, которые меня окружали» ,
В сборнике поэт дает «Определение поэзии» :
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это двух Соловьев поединок.
В поэзию входит действительность в каждом ее проявлении.
Новое определение поэзии, данное Пастернаком спустя три года, еще более приближает ее к жизни:
Поэзия, я буду клясться
Тобой и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты — лето с местом в третьем классе,
Ты — пригород, а не припев.
Поэзия, 1922
В 1921 году родители и сестры Пастернака уехали в эмиграцию. Побывав у них в Берлине в 1922 году, Б. Пастернак вернулся на родину. В этом же году он женился на художнице Евгении Владимировне Лурье.
В Берлине была опубликована его новая книга стихов «Темы и вариации» . В нее вошли многие известные стихотворения поэта 1916-1922 годов: «Так начинают. Года в два…», посвященное началу творческого пути; «Весна» , в котором эмоции лирического героя составляют единое целое с окружающим миром. В стихах сборника поэт сознательно устремляется к поэтической простоте. С этим связано и обилие реминисценций из поэзии А. С. Пушкина, которая повлияла на эстетические взгляды Б. Л. Пастернака.
Первые шаги в литературе Пастернака Б. Л