Пьеса Грибоедова «Горе от ума» — комедия или трагедия?
Художественное совершенство пьесы стало понятным лишь со временем. Пушкин назвал ее «бурей в стакане воды», а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызвала и была воспринята всеми правильно.
Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения в этой пьесе и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это и, конечно, заняли оборонительную позицию. Все было ясно: в ‘комедии столкнулись две противоположных группы общества, согласие между которыми невозможное. А если так, то читатель
Или это не смешно: послушать, как ссорятся люди?
Нужно знать, что такое русский ум. А если этот ум начнет смеяться, рассыпая по правую сторону и по левую сторону острый и едкий сарказм, то пощады не будет никому. Так это комедия! Тонкая, утонченная, умная и страстная.
А разве не смешной Чацкий? Пусть это здравомыслящий человек. Скажите, пожалуйста, зачем он своими беспрерывными объяснениями в любви надоедает Софии, хотя она ему отказала? Чему он не желает замечать ее холодности, а требует, чтобы она открыла ему свои сердечные тайны? Какая же
Язык Чацкого, действительно, так и кипит остроумием. Но сначала Чацкому и дела не было до Фамусова, он совсем не имел желания с кем спорить или ссориться. Единое, для чего он в Москву приехал — это София. Но она равнодушная, и эта холодность очень мучает Чацкого.
С Фамусовым говорить ему неинтересно и он готов прекратить с ним спора. Но Фамусова уже не унять; он начинает поучать Чацкого, для него образец поведения — ползание перед вельможами:
? Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! — говорит Фамусов.
Чацкий все еще не хочет продолжать спора, он готов пойти. Но Фамусов сыпет соль на раны — неожиданно намекает на распространенный слух о сватанье Зубоскала. И это возбуждает Чацкого. Раздражение все возрастает и в конце концов заканчивается резким монологом. И вот — комедия — слово за словом, монолог за монологом, смотришь, и уже кипит борьба не на жизнь, а насмерть.
Конечно, если с такой точки зрения рассматривать пьесу, то даже в фигуре, даже в халате или прическе Фамусова можно найти смешное. Фамусов — известный человек в Москве. Он лидер в обществе знатных и обеспеченных людей. А если Фамусов — Лидер смешной, то чему бы не быть смешными другим, не лидерам? Это не просто пьеса, а комедия, — живот надорвать.
Теперь во всех изданиях «Горя от ума» так и пишут: «Комедия в четырех действиях, в стихах».
Но попробуем рассмотреть пьесу с другой точки зрения. Здесь не только личная драма,» драма несчастливой любви героя. В оскорблении Чацкого воплощена черты передового человека того времени.
Пусть он не проявляет заботу о том, много ли людях поверят ему и поддержат его, зато он убежденный в искренности своих слов и потому сломить его ничто не в силах. Пусть он даже похожий на лишний человека, одинокого протестанта, мечтателя. Зато его ум, его убеждения сильные.
Высказав их пылко и горячо, Чацкий наносит страшный удар обществу. Он знает, за что он воюет. Он нуждается в месте для свободы не только себе, но и своему столетию тоже. Его идеал — это свобода.
И не просто свобода, а свобода от всех цепей рабства, кощунства и низкопоклонства. Он — изобличитель неправды. Чацкий непонятный никому и почти одинокий — в этом трагедия его — благородного, умного, честного человека, с чувством собственного достоинства.
В этом трагедия всей пьесы. Он сломлен нажимом старой силы. Больше того — его вытолкали из фамусовского общества. Но Чацкий — победитель, а не побежденный, так как в борьбе с миром Фамусова остался самым собой. Из всех героев пьесы он личность; натура его более сильная.
Горячий, благородный, безумный: разоблачил, осудил и восстал. Такой образ будет навсегда изгнан фамусовським обществом. Говорят, один в поле не воин. Но же нет, воин.
Если этот воин — Чацкий. Первым, застрельщикам, всегда достается. И потому Чацкий — жертва.
Это — еще одно подтверждение того, что пьеса «Горе от ума» — трагедия.
Так, как в пьесе переплетается личная драма с общественной, так же переплетается комедия с трагедией. Все же, как не смеялся зритель в театре, но после того, как выйдет за его границы, обязательно ему захотят подумать, посудить без иронии. Конечно, исполнителе роли Чацкого на сцене, уже из школьной самодеятельности наследуя плохую театральную традицию, сверкают глазами и картинно завертываются в плаще, требуя карету. Этот же Чацкий непривычный. Поединок добра и зла идет на равных.
Человеческая привлекательность Чацкого: душевная открытость, доверчивость, способность целиком отдаваться своим чувствам. И рядом с этим человеком — зло. Будничное и живучее. Убожество духа и умение удобнее устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему новому и непривычному. Постепенно начинаешь понимать, что с этим взлом треба бороться его же средствами.
Куда Чацкому со своей простотой и доверчивостью! Ведь Фамусов, Молчалин и Зубоскалы существуют и сегодня. Если бы их не осталось совсем, не было бы никакого смысла ставить пьесу Грибоедова. Театр имени Горького наполнил пьесу замечательным воинствующим гражданским пафосом борьбы за душу человека.
Ум, человечность, прямота — вот оружие, достойное действительного человека. Умом в спектакле отличается не только Чацкий. И Фамусов смышленый, и София здравомыслящая. Но человек во всей своей красоте и благородстве — только Чацкий. Негодный поступок Софии стал явным.
Последняя надежда исчезнувшая. Чацкий теряет сознание. Он падает навзничь, перекинув канделябры. Потом привстает, сутулясь, через силу. В спине ощущается усталость.
Медленно поворачивается. Лицо закрытое длинными пальцами, которые едва заметно дрожат. Руки постепенно открывают лоб, глаза.
Лицо постарело и поблекло…
Не образумлюсь… виноват. Он говорит тихо и будто бы спокойно. Каждая строка монолога, кажется, прибавляет ему сил. Это монолог-раздумье.
Утомленно, немного сутулясь, идет Чацкий со сцены, идет от этих людей, чтобы некогда больше не верить их мысленному притворному сочувствию.
Пьеса Грибоедова «Горе от ума» — комедия или трагедия?