Украинский театр долгое время вынужден был разрабатывать крестьянскую тематику с этнографическим уклоном, иначе бы украинское слово не звучало со сцены. И это позволило театру развиваться, быстро пройти путь обновления. Своеобразным знаком обновления украинской драматургии была пьеса «Хозяин» И. Карпенко-Карого. Социально-сатирическая комедия — это новый тип произведения для тогдашнего театра, ибо в ней решаются проблемы современного автору общества — становления новой сельской буржуазии.
Какая же она, та новая буржуазия? А вот как Терентий Гаврилович Пузырь. Из разговоров действующих лиц читатель узнает, что когда-то Пузырь с женой тяжело работали. Следовательно, это огромное богатство заработано честным трудом? Тогда почему же не так много подобных богачей появилось в обществе?
Что, другие работать не умеют? Оказывается, Пузырь не гнушался никакими средствами, чтобы обогатиться. И один из путей обогащения таких людей видим, когда разворачивается афера с овцами и деланным банкротством.
Мало того, зарабатывая деньги, Пузырь постепенно становится зависимым от них. Об этом свидетельствует и его отношение к рабочим — безжалостная эксплуатация ради выгоды. Он, кажется, и Бога не боится, и греха не видит в том, что ради денег морит людей голодом, хотя эти люди добросовестно работают на него. А картина «драки» с гусем за копну откровенно сатирическая. Он имеет тех копен множество, но вмешивается и падает так, что это оказалось смертельно опасным.
Казалось бы, перед смертельной угрозой можно было бы подумать о Божьем, а не о человеческом.
Однако он остается типичным «хозяином» относительно своего имущества. Впрочем, в этом случае сама пьеса звучит несколько иронично — он не хозяин своей жизни, своего здоровья, он становится никому не нужным в обществе, даже несмотря на орден Станислава. Но сколько еще таких «хозяев», которые крепко держат за шиворот миллионы зависимых от них людей, потому что богатство — это власть.
А власть таких, как Пузырь, страшна, потому что аморальна. Именно об это социальном явление рассказал И. Карпенко-Карый в произведении нового типа — социально-сатирической комедии, разоблачающей средствами сатиры типичные социальные явления XIX-XX века.
Дайджест:
- Образ капиталиста в комедии Карпенко-Карого «Хозяин»В конце XIX века на Украине начинает бурно развиваться капитализм. Он проникает и в сельскую местность, где рождаются крупные капиталисты. Этот процесс отразился и в украинской литературе. В 1890 году Карпенко-Карый создает комедию «Сто тысяч», герой которой, Мошна, мечтает о ста тысячах рублей, чтобы скупить окрестные земли. Через десять лет драматург создает сатирическую комедию «Хозяин», ... Читать далее...
- «Хозяин» И. Карпенко-Карого — выдающееся достижение украинской драматургии XIX векаИван Карпенко-Карый — одна из выдающихся личностей в украинской дооктябрьской литературе. Продолжая традиции Г. Квитки-Основьяненко, И. Котляревского, Т. Шевченко, он поставил свое перо писателя на службу народу. Драматург с большой обличительной силой показывает типичные явления развития капитализма на Украине, разоблачает хищническую суть, сельской буржуазии. В основе пьесы «Хозяин» лежат реальные факты капиталистической действительности. Пузырь — ... Читать далее...
- На тему: актуальность пьесы «Хозяин» Ивана Карпенко-КарогоРазмышляя о вкладе Карпенко-Карого в казну культуры, Симон писал, что драматургическое творчество этого писателя «было реальным отображением жизни нашего народа, его интересов, его психологии и широкого комплекса вкусов, — живым отображением живой жизни». Карпенко-Карый первым в украинской драматургии переступил за границы шаблона — «той этнографической, с непременной любовью в центре драмы и дал начало серьезной ... Читать далее...
- Образ хозяина в пьесе И. Карпенко-Карого «Хозяин»Пьеса «Хозяин» написана около ста лет назад, однако ее проблематика и герои остаются удивительно современными. В образе Терентия Гавриловича Пузыря воплощены наиболее существенные черты «хозяина» жизни — человека, который благодаря богатству приобрел большой вес в обществе. И. Франко отметил, что И. Карпенко-Карый дал «грандиозную по своему замыслу и по почти безупречную картину промышленника и кулака ... Читать далее...
- «Хозяин» И. К. Карпенка-Карого — выдающееся достижение драматургии XIX столетияИ. Карпенко-Карый — корифей украинской драматургии, его идеи не умерли, «они живут между людьми и, стараясь воплотиться в живые формы, убрать реального содержания, напоминают им о том, кто их вытворил, кому они обязаны своим появлением в мире…» . И. Я. Франко назвал И. Карпенка-Карого первым мастером на ниве украинской драматической литературы. Границы объектов творчества драматурга ... Читать далее...
- Изображение мироеда в комедии И. Карпенко-Карого «Сто тысяч»Комедия И. Карпенко-Карого «Сто тысяч» изображает новых «героев» наживы, «которые выходили из низов, из крестьян, и становились промышленными, финансовыми или земельными магнатами. Эта комедия становится рядом с другими пьесами И. Карпенко-Карого, в которых возникают мироеды, которые готовы отдать свою душу черту за деньги. Главный герой пьесы «Сто тысяч» — Герасим Мошна, человек, для которого главнейшая ... Читать далее...
- Комедия Карпенка-Карого «Сто тысяч» и «вечная» тема власти денег над ЧеловекомДраматургия Карпенка-Карого разнообразна по тематике, жанрами, образами… В многогранных характерах он отобразил интересы, стремление разных социальных слоев украинского общества: капитала, миллионеров-землевладельцев и крестьян-бедняков. Сила комедии «Сто тысяч» в том, что в ней правдиво воспроизведены новые изменения жизни села, глубоко раскрыто хищнический характер сельской буржуазии, новые ее пробы эксплуатации и обогащение. Главным персонажем произведения есть Герасим ... Читать далее...
- Честь и бесчестие персонажей комедии И. Карпенка-Карого «Хозяин»Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних — это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других — это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш — эта жизнь!» Поэтому и героев комедии «Хозяин» можно поделить на два лагеря за этими «понятиями» чести. Очевидно, человеком ... Читать далее...
- Трагедия И. Карпенко-Карого «Савва Чалый»Вершинным произведением И. Карпенко-Карого на историческую тематику считается трагедия «Савва Чалый» . Комедия образовалась в период античности. За основу комедии взято смешное — что по Аристотелю, «определенная ошибка и уродливость, которая никому не причиняет страданий». Авторы комедии сознательно снижают своих персонажей по сравнению со средним уровнем, который существует в жизни. Не имея надлежащих положительных качеств, ... Читать далее...
- Карпенко-Карый. Иван Карпович ТобилевичНастоящее имя — Иван Карпович Тобилевич. Карпенко-Карый родился 29 сентября 1845 года в с. Арсеньевка Бобринецкого уезда на Херсонщине в семье обнищавшего мелкого шляхтича, управляющего помещичьего имения. Мальчик учился в Бобринецком уездном училище, потом с 1859 года работал писарем станового пристава, позднее стал канцеляристом городской управы. В 1864 году устроился на службу в уездный суд, ... Читать далее...
- Человек нового типа, рожденный в огне гражданской войны1. Жизненный опыт И. Э. Бабеля, полученный на войн. 2. Л ютов — человек нового типа. 3. Отношение автора к героям. Попав на гражданскую войну в Первую Конную Армию, И. Э. Бабель оказался среди казаков, чьи боевые традиции, условия прохождения службы, организация, резко отличались от традиционных. Издревле казаки славились своенравным и свободолюбивым характером. Верные братству ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению Дидро «ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН» &;;;;;#124; ХОЗЯИНХОЗЯИН Сначала может показаться, что Хозяин — «безличный атрибут энергичного слуги» и ничего интересного собой не представляет, У него есть «три главных занятия: нюханье табака, часы и Жак». Он капризен в своем безделье, вспыльчив и трусоват. И хотя обойтись без Жака-слуги и Жака-собеседника совсем не может, постоянно соблюдает дистанцию и способен поколотить спутника для острастки. ... Читать далее...
- «Воскресение» Л. Толстого как роман нового типа«Воскресенье» — роман Льва Николаевича Толстого, написанный им в 1889-1899 годах, и ставший одним из последних крупных произведений автора перед смертью. По мнению литературных критиков, является вершиной реализма Льва Толстого. Общепризнан классическим произведением русской литературы. После выхода в свет роман поразил современников и практически сразу же был переведен на многие европейские языки. Подобный успех во ... Читать далее...
- Пьеса Грибоедова «Горе от ума» — комедия или трагедия?Художественное совершенство пьесы стало понятным лишь со временем. Пушкин назвал ее «бурей в стакане воды», а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызвала и была воспринята всеми правильно. Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения в этой пьесе и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это ... Читать далее...
- Карпенко-Карий. Іван Карпович ТобілевичСправжнє ім’я — Іван Карпович Тобілевич. Карпенко-Карий народився 29 вересня 1845р. в с. Арсенівка Бобринецького повіту на Херсонщині в родині зубожілого дрібного шляхтича, управителя поміщицького маєтку. Хлопещ» навчався в Бобринецькому повітовому училищі, потім 1859 р. працював писарчуком станового пристава в містечку Мала Виска, пізніше став канцеляристом міської управи. У 1864 р. влаштувався на службу до ... Читать далее...
- Литература 70- 90-х годов И. Нечуй-Левицкий. Афанасий Мирный. И. Карпенко-КарыйЦель: оценить учебные достижения учеников по этой теме; Развивать умение десятиклассников анализировать художественные произведения; творческие способности учеников; воспитывать самостоятельность и настойчивость в работе. Тип урока: контроль и корректировка знаний, умений, наывков. Оборудование: разноуровневые задачи. Ход урока I. Мотивация учебной деятельности учеников. Объявление темы и цели урока II. ОБъяснение учителем методики выполнения задач контрольной работы Выполнение ... Читать далее...
- «Хозяин» из кн. «Повести и рассказы»Сережа — сын лесника Степаныча — сидел в конце лодки за кормовиком. Сидел прямо, ловко работая послом, и, как положено капитану судна, зорко смотрел по сторонам, жмуря от нестерпимого солнечного света свои круглые карие глаза — не по-детски сейчас серьезные. Такого буйного разлива давно не помнил даже отец Сережки — бывалый человек, знавший волжскую пойму ... Читать далее...
- Пузырь — дикая, страшная силаШкольное сочинение По пьесе И. Карпенко-Карого «Хозяин». Как основу пьесы «Хозяин» автор использовал реальные события конца XIX века, когда на поверхность экономической жизни на Украине начали выплывать ловкие хищнические натуры. И писатель раскрыл хищническое лицо украинского «чумазого» в образе Пузыря, показав, какая это страшная, темная сила, беспощадно эксплуатирует и угнетает народ. Терентий Гаврилович Пузырь — ... Читать далее...
- Жизнь ради денег в драме Карпенка-Карого «Сто тысяч»Драма «Сто тысяч» — один из шедевров украинской драматургии. В комедийной форме корифей украинского театра делает ударение на важных проблемах человеческой жизни, заставляет нас оценить собственные поступки, задуматься над своими жизненными приоритетами, показывает нам, насколько смешно и уродливо выглядит человек, который живет только ради денег, ради наживы. Но причиной всех перипетий произведения есть не только ... Читать далее...
- «Хазяїн» І. К. Карпенка-Карого — видатне досягнення драматургії XIX століттяІ. Карпенко-Карий — корифей української драматургії, його ідеї не вмерли, «вони живуть поміж людьми і, намагаючись втілитись у живі форми, прибрати реального змісту, нагадують їм про того, хто їх витворив, кому вони завдячують своєю появою на світ…» . І. Я. Франко назвав І. Карпенка-Карого першим майстром на ниві української драматичної літератури. Межі об’єктів творчості драматурга ... Читать далее...
- Твір на тему: Актуальність п’єси «Хазяїн» Івана Карпенка-КарогоРозмірковуючи про внесок Карпенка-Карого в скарбницю української культури, Симон Петлюра писав, що драматургічна творчість цього письменника «була реальним одбитком життя нашого народу, його інтересів, його психології й широкого комплексу вподобань, — живим одбитком живого життя». Карпенко-Карий першим в українській драматургії виступив за межі шаблону — «отієї етнографічної, з неодмінним коханням у центрі, драми й дав ... Читать далее...
- На тему: Жизнь и судьба или Человек — хозяин своей судьбыСочинение на тему » Жизнь и судьба» или «Человек — хозяин своей судьбы» Нелегко размышлять над таким понятием, как «судьба». Конечно, я часто слышу это слово от взрослых. Но разные люди понимают судьбу совершенно по-разному. Одни говорят, что от судьбы зависит все. Ну, почти все. Кто-то Счастлив и богат — значит, судьба относится к нему ... Читать далее...
- Образ Грохало и Семенова в автобиографической повести ХозяинОдновременно с рассказами сборника «По Руси» Горький работал над автобиографической повестью «Хозяин». Во время работы над этим замыслом Горький писал в одном из своих писем в 1912 г.: «Вы скажете — марксист! Да, но марксист не по Марксу, а потому, что так выдублена кожа. Меня марксизму обучали лучше и больше книг казанский булочник Семенов и ... Читать далее...
- Можно ли согласиться с мыслью критика Писарева о том, что Павел Кирсанов — герой печоринского типаМожно ли согласиться с мыслью критика Писарева о том, что Павел Кирсанов — герой печоринского типа? Произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин» было закончено в 1830 г. Время окончания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — 1841 г. Таким образом, главные герои произведений Пушкина и Лермонтова разделены во времени всего десятью годами: Онегин из ... Читать далее...
- «Дома вдовца» Шоу — пьеса без положительного герояВ первых пьесах Шоу раскрыл те грязные способы, какими наживается богатство. «В «Доме вдовца» я показал, что респектабельность буржуазии и утонченность младших сыновей знати питается нищетой городских трущоб, как муха питается гнилью», писал Шоу в предисловии к «Неприятным пьесам». Эта тема трущоб, порожденная самой жизнью, становится ведущей в пьесе «Дома вдовца». Молодой ученый Трэнч влюбляется ... Читать далее...
- Комедия «Ревизор» в театре и киноКомедия в пяти действиях самого величайшего сатирического автора России, безусловно, является знаковой для всей литературы. Закончил Николай Васильевич одно из своих величайших произведений в 1835 году. Гоголь сам говорил, что это первое его творение, написанное с определенной целью. Что же главного хотел донести автор? Да показать он хотел нашу страну без прикрас, все пороки и ... Читать далее...
- Человек — хозяин природы или ее часть?Природа является тем фактором, который жизненно необходим для нашего существования. Увы, люди стали забывать совсем об этом. Мы привыкли слышать, что «человек — хозяин природы». Безусловно, назвать данное выражение в корне неверным, нельзя. Хотя сегодня оно приобрело фальшивый оттенок. Приняв положение главных в этом мире, люди не опасаются собственной безнаказанности, а стремление к получению финансовой ... Читать далее...
- Пьеса Островского «Шутники» — психологическая характеристика зависимого человекаПьеса Островского «Шутники», как и ряд других произведений драматурга, строится иа столкновении хозяев жизни и зависимых от них людей. Первым все позволено. Ограниченные и тупые, они стремятся подчеркнуть свое мнимое превосходство над окружающими. Развлечения их грубы и жестоки. Зная, например, в каком бедственном положении находится старик Оброшенов, молодые купчики Недоростков, Недоносков и Шилохвостов подбрасывают ему ... Читать далее...
- Вивчаючи творчість Івана Карпенка-КарогоВивчаючи творчість Івана Карпенка-Карого, ми знайомимося з розвитком української драматургії й театру другої половини XIX століття. Величезним творчим досягненням Карпенка-Карого є його комедія «Сто тисяч». Провідною рушійною силою подій, зображених у комедії «Сто тисяч», є гонитва за багатством. Це яскраво показав драматург в образі сільського куркуля Герасима Никодимовича Калитки, сенсом життя якого було Придбання землі». ... Читать далее...
- Образ нового героя «Одиноков», как реальность литературы XIX векаГерой указывает на особую — художественную — реальность литературы XIX в., отнюдь не являющуюся зеркальным отражением жизни, но делает из этого наблюдения вывод «вбок»: раз перед нами не фотографическое подобие, значит, и неправда. Однако, если обратиться к автобиографической линии «Бесконечною тупика», видно, что Одиноков то и дело узнает в различных эпизодах своей жизни ситуации и ... Читать далее...
Пьеса И. Карпенко-Карого «Хозяин» — комедия нового типа