Пьесы Ежен Йонеско иили Уроки абсурда автора

Ежен Йонеско родился 26 ноября 1912 года в румынском городе Брашов. Его мать была француженкой. В 1913 г. родители будущего драматурга перебрались в Париж. В Румынию семья вернулась в 1925 г. В Бухаресте Ежен закончил университет, преподавал французский язык в лицее. А в 1938 году, получив стипендию, навсегда уехал во Францию.

До 1948 г. Йонеско делал лишь регулярные дневниковые записи и, по его собственным словам, ощущал тягу к театру. В 1950 г. в парижском «Театре Лунатиков» режиссер Н. Батай поставил первую пьесу Йонеско «Лысая певица». Поводом

к написанию пьесы стало ознакомление автора с самоучителем английского языка.

В бестолковости услышанных фраз, в бессодержательности диалогов, в банальности мыслей и алогичности ситуаций, описанных в учебнике, Йонеско увидел отображение абсурдности человеческого бытия.

В поисках новой эстетики. «Лысая певица» имеет подзаголовок «анти пьеса». Йонеско, в самом деле, пишет произведение, которое разрушает каноны драматургического рода. «Лысая певица» — пьеса камерная, как, впрочем, и большинство пьес Йонеско. Главные персонажи — супружеская пара Смит и супружество Мартин, которые пришли в

гости к Смитам.

Пьеса лишена традиционного сюжета, в ней, в сущности, ничего не происходит. Персонажи обмениваются репликами, словами, в которых нет ни новой информации, ни оригинальной живой мысли. Диалог в пьесе строится по принципу алогичности, разрушения причинно-следственных связей. Динамизм пьесы заключается в том, что по мере приближения к финалу язык персонажей становится все более и более нечленораздельным, и в завершающей сцене они бросают в лицо друг другу уже не реплики и даже не слова, а отдельные слоги и звуки.

Автоматизм языка — главная тема «Лысой певицы». Пьеса Йонеско учит нонконформизму, развенчивает мелкого буржуа как тотального конформиста, как человека воспринятых им идей и лозунгов.

Уроки абсурда. Вторая пьеса Йонеско «Урок» развивает идею драматурга о творческой энергии языка. Язык трансформирует реальность: скромный учитель превращается в убийцу, так как «арифметика ведет к филологии, филология — к преступлению». Учитель, носитель языка, воплощение интеллектуального, умного начала, в своем единоборстве с наивным самодовольством и неотесанным «трезвым толком» своей ученицы подвергается энергии языка, ее власти и совершает преступление.

Пьесы «Жертвы обязанности» , «Амадей, или же как от него избавиться» , «Бесплатный убийца» развивают тему абсурдности бытия, постепенно разрушают внешнее правдоподобие образа, нередко иллюстрируя процессы, которые происходят в подсознании.

Против стадности и озверения. Пьеса «Носороги» — аллегория человеческого общества, где озверение людей — закономерный результат социального устройства. Со временем Йонеско так объяснял замысел своего произведения: «Носороги» — без сомнения, антинацистское произведение, но прежде всего. это пьеса против коллективных истерии и эпидемий, которые кроются под личиной ума и идей, но не становятся от этого менее серьезными коллективными заболеваниями, которые оправдывают разные идеологии». Авангардным Йонеско считал такое искусство, которое объединяет в себе конкретно-историческое и универсальное, которое в актуальном видит определенную «неизменяемую общую основу, которую можно раскрыть непосредственно в себе». По мнению Йонеско, искусство по своей природе является аристократическим, поскольку защищает индивидуальность от стадности: «Настоящий аристократизм является не чем иным, как стремлением к свободе.

Драматург остро выступал против ангажированности искусства: «Ангажированность ампутирует человека». Важной задачей искусства он считал исследование огромных пространств внутри нас самих. В пьесах «Воздушный пешеход» и «Король умирает» главной становится тема смерти и разрушения.

Пьеса «Жажда и голод» свидетельствует об отходе Йонеско от сатирической направленности и относительной конкретности изображения, это произведение является наиболее полным воплощением пессимистических идей драматурга, знакомых читателю и зрителю по его ранним произведениям.

К границе Молчания. 1970 г. драматурга избрали членом Французской академии. Но вскоре после этого Йонеско отошел от литературной деятельности, посвятив свой досуг коллекционированию полотен любимых художников и живописи.

Умер Э. Йонеско в 1998 году. Последние годы его жизни прошли в швейцарском городке Сен-Галлен. За несколько лет до смерти, оглядываясь назад и оценивая пройденный путь, драматург отмечал на страницах немецкого журнала «Цайт магазин»: «Лысая певица» — это пьеса молчания, так как ни о чем не рассказывает.

На закате дней я осознал, что очень люблю жизнь, люблю людей, но своим творчеством приблизился к границе Молчания».




Пьесы Ежен Йонеско иили Уроки абсурда автора