Петербургские рассказы Гоголя

Из пяти рассказов, действие которых происходит в Петербурге, Портрет — чисто романтический, лишенный юмора и странно напоминающий Эдгара По. Записки сумасшедшего и Невский проспект романтичны в гофмановском смысле, ибо их тема — противопоставление жизни в мечтах и реальной жизни. Невский проспект — один из гоголевских шедевров; Пушкин называл его самым полным из его произведений. Нос — «фантазия» на тему, популярную в журнальной литературе тех дней и, по-видимому, связан с комплексами Гоголя. Это чистая игра, почти чистый абсурд.

Тут

Гоголь более чем где-либо демонстрирует свое волшебное уменье создавать великое комическое искусство из ничего.

Последний из петербургских рассказов — Шинель — вместе с Ревизором и Мертвыми душами имел наибольшее влияние на литературу. Это история бедного чиновника, Акакия Акакиевича Башмачкина, который живет на 400 рублей в год, и единственная мечта которого — сшить себе новую шинель. Когда наконец ему удается собрать деньги и шинель готова, в первый же раз, как он в ней выходит на улицу, на него нападают грабители и отнимают у него шинель. Акакий Акакиевич изображен как жалкая личность, смиренная

и неполноценная, и рассказ проходит через всю гамму отношений к нему — от простой насмешки до пронзительной жалости. Именно эта пронзительная жалость к бедному незначительному человеку произвела такое сильное впечатление на современного Гоголю читателя.

Шинель породила целую литературу филантропических рассказов о бедных чиновниках, из которых самый значительный — Бедные люди Достоевского.

Из других гоголевских пьес Владимир третьей степени, планировавшийся в 1833 г. как сатира на петербургскую бюрократию, остался незаконченным, похоже, потому, что Гоголь отчаялся протащить его сквозь цензуру. Женитьба, начатая в 1832 г. и законченная в 1842 г., очень отличается от Ревизора. В ней нет ни сатиры, ни конструкции.

Построена она рыхло, диалог полностью господствует над действием. Это просто смешно, хотя и на фрейдистской основе. Характеры и диалог великолепны. Тут Гоголь, не связанный идейными задачами, дал полную волю своему гротескному воображению, своему имитационному дару и в комизме превзошел самого себя. Последняя пьеса, Игроки, ниже обеих великих комедий.

Это неприятная пьеса, населенная негодяями, которые ничуть не смешны, и, хотя конструкция тут выдержана, пьеса суха, и ей не хватает богатств настоящего Гоголя.

На сцене, как и в художественной прозе, Гоголь — и в этом его историческая роль — был проводником реализма. Тут и там он был открывателем дверей, тем, кто вводит доселе запрещенный материал. В особенности Женитьба, с ее широкой и оригинальной трактовкой купеческих нравов, оказала большое влияние на Островского.

Обе эти комедии стали величайшими триумфами реалистической игры Михаила Щепкина.




Петербургские рассказы Гоголя