План к сочинению: Комедия «Ревизор»

Анализ комедии «Ревизор» предполагает учет следующих важных моментов: 1. В основе замысла комедии лежит просветительское представление Гоголя о прямой зависимости неразумного общественного бытия от неразумного общественного сознания. Важнейшей мыслью Гоголя была мысль о ложном пути, на который ступило русское общество. Исправить, нравственно облагородить каждого человека и, как результат, все общество — такова идея «Ревизора».

2. Идея исправления общества воплощается у Гоголя в комедии.

Не призывы к общественному мнению,

не гневные обличительные памфлеты, не морализация, а смех — вот главное оружие Гоголя. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости… и за одним разом посмеяться над всем». Особенность положительного героя Гоголя, в отличие от Грибоедова, в том, что он действует не на сцене, а в зале.

Сверхзадача автора состояла в том, чтобы заставить зрителя увидеть в героях частицу себя, ужаснуться собственным порокам и избавиться от них через очистительную силу смеха. Вместе с тем, Гоголь хотел возбудить в зрителе негодование против «уклонения общества

от прямой дороги». Таким образом, идея комедии намного шире того, что происходит на сцене.

3. Образы действующих лиц комедии не новы. Они встречались в произведениях других драматургов того времени. Нова сама авторская идея — «выставить на всенародные очи» все то незримое, что отравляет русскую действительность, обнажить призрачность, мнимость общепризнанных ценностей ложного человеческого сознания. Взяточничество, безразличие к своему общественному долгу, злоупотребление служебным положением — вот то, что составляет основу сознания и деятельности чиновников.

Комический эффект в пьесе как раз и основывается на несоответствии поступков героев их общественному призванию. Вместо того, чтобы служить людям, они стараются лишь как можно лучше устроить свою жизнь.

4. Казалось бы, злоупотребления чиновников в «Ревизоре» более безобидны, чем в «Горе от ума». Но Гоголь заставляет зрителя ужаснуться тому факту, что злоупотреблениями пропитана вся русская действительность.

Отсюда и мнимость общепризнанных ценностей. Подлость и низость ложной морали подлежит разоблачению. Особенность развития действия в комедии состоит в том, что чиновники разоблачают самих себя. Всеобщее саморазоблачение чиновников — результат всех происходящих на сцене событий.

Процесс саморазоблачения чиновников есть процесс развития действия в пьесе.

Не Хлестаков движет сюжет комедии, т. к, он не истинный ревизор и не собирается никого разоблачать -, но это развитие действия происходит как бы само собой, оно саморазвивается.

Что же движет поступками героев? Страх. Всеобщий страх перед разоблачением.

Именно страх не дает возможности увидеть «Легкость необыкновенную в мыслях», и изобличить его. То же состояние страха перед возмездием движет речами и поступками других чиновников, разоблачая их чуть ли не на каждом шагу. На основе страха происходит соединение саморазвивающегося действия с саморазоблачением героев.

Саморазоблачение чиновников снимает вопрос о необходимости появления на сцене истинного ревизора.

Поэтому, мы только узнаем о его приезде, но самого ревизора на сцене не видим. Так выражается в комедии просветительская мысль Гоголя о неизбежности саморазоблачения зла.




План к сочинению: Комедия «Ревизор»