План сочинения: «Что есть красота?..»

«Что есть красота?..»

Заболоцкий начал с утверждения своих идеалов путем отрицания и неприятия антипода красоты — пошлости. Собственный же эстети­ческий идеал, идеал красоты, поэт выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим творчеством. Поэт терпеливо и страстно искал его:

А) в мире природы найти его оказалось совсем непросто: ведь Заболоц­кий видел в природе и борьбу противоречий, и «бесполезно тяжкий труд», и «бесплодную игру»; его представления о красоте природы, о гармонии иные, чем в поэзии XIX века: так, например,

озеро в стихотворении «Лесное озеро», с одной стороны, «целомудренной влаги кусок», в то же время оно резко выделяется из мира хищной, буйствующей природы своей одухотворенной мыслью, это источник правды, «животворной воды»; уже в стихотворениях о природе Заболоцкий намечает основные категории, определяющие его понимание красоты: духовность, мысль, правда;

Б) в человеческом мире поэт часто обращается к излюбленному жанру портрета, так как это помогает ему проникнуть во внутренний, ду­ховный мир человека, понять, насколько он красив и совершенен в нравственном отношении. Поэт создал целую галерею

портретов людей в виде разных жилищ, среди них люди надменные и недо­ступные, замкнувшиеся и отгородившиеся от жизни.

Здесь же находим портрет человека внешне непривлекательного, но наделенного внутренним душевным даром:

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня.

Именно этот внутренний дар высоко ценит Заболоцкий-поэт, с ним он сопрягает свои этические представления и свой идеал подлинной красоты. Это ярко демонстрирует стихотворение «Некрасивая де­вочка», в котором портрет девочки является и внешним ее изобра­жением, и одновременно внутренним слепком с ее души. По мне­нию Заболоцкого, внешняя красота не всегда верно характеризует человека. Стихотворение заканчивается размышлением:

…что есть красота И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Таким образом, Заболоцкий сопрягает свое понятие красоты с образом-символом огня, «мерцающего в сосуде». По мнению поэта, кра­сота не только во внешнем облике. Красота — это и доброта, и «мла­денческая грация души», и источник героического начала, соучас­тия в судьбе других, и человечность.




План сочинения: «Что есть красота?..»