План сочинения Ф. И. Тютчев, «поэзия

Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам — Небесная, к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре — И на бунтующее море Льет примирительный елей. Ф. И. Тютчев, «поэзия»

Рабочие материалы.

С детских лет нам сопутствует поэзия Ф. И. Тютчева. я еще не умела

Читать, но уже знала наизусть:

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

В России все от мала до велика знают это стихотворение. Строки стихотворения

«Весенняя Гроза «, его образы и звучание слилось для меня с образом и звучание весенней грозы, стали ее выражением. Оно давно стало наиболее емким поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России. Стихотворение «Весенняя гроза» по праву называют классическим.

Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии. Своеобразной была судьба Тютчева — поэта. Долгое время в читательских кругах его или попросту не замечали, или же считали поэтом «для немногих».

Когда-то И. С. Тургенев утверждал:

«о Тютчеве не спорят,- кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Но и поэты бывают разные, и сама поэзия многолика, Любовь к тому или иному поэту зависит, прежде всего, от причин субъективных, индивидуальных, и навязать ее нельзя.

Некогда Фет назвал Тютчева «одним из величайших лириков, существующих на земле».

Тютчева принято называть певцом природы. Автор «весенней грозы» и Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет безумного любования. Когда я читаю и перечитываю стихотворения Тютчева, от размышляю о загадках мироздания, о вековых вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и человека пронизывают собой лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики.

Для него природа такое же одушевленное, «разумное» существо, что и человек: «В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык».

Через обращение к природе Тютчев нере6дко раскрывает сложный мир человеческой души во всем богатстве ее переживаний. К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших человеческих переживаний:

Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое — И сердцу стало так тепло…

Это одно из самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь

Неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых

Задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое

В своей жизни чувство-любовь к Е. А. Денисьевой. именно с этой «последней

Любовью» связаны многие шедевры лирики Тютчева:

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя… Год не прошел спроси и сведай, Что уцелело от нее?

Или другие пронзительные строки: Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала.

Эти и другие стихотворения, взятые вместе, образуют, так называемый «денисьевский цикл», по все своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого. Поэзия Тютчева — это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в минуты роковые», в эпоху крушения века складывавшихся социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований. Самого себя поэт осознает «обломком старых поколений», вынужденным уступить дорогу «новому, младому племени». И в это же время он сам, детище нового века, несет в своей душе «страшное раздвоение».

Как ни горько ему плестись «с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью», он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а сильное влечение к настоящему. Однажды он писал:

Не о былом вздыхают розы И соловей в ночи поет; Благоухающие слезы Не о былом аврора льет,- И страх кончины неизбежной Не сеет с дерева листа: Их жизнь, как океан безбрежный, Вся в настоящем разлита.

Это строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» было до конца дней присуще поэту. Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка.

Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт 2не писал, а лишь записывал свои стихи», он на раз возвращался к записанному, отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с пера, добиваясь предельной ясности и точности образа. в своем знаменитом стихотворении «молчание!» поэт признавался:

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова мысль никогда не оборачивалась в низ ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно-волшебных дум», они, вопреки его собственному мнению, все больше и больше находят путь к сердцу другого.

Вариант 3. Лирика Тютчева в моем восприятии.

Как сердцу высказать себя.

Ф. И. Тютчев, «Silentium».

План.

I все во мне и я во всем…

II «стихов любимейшие строки».

1. лишь жить в себе самом умей.

2. нам не дано предугадать

3. блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

4. душой весны природа ожила

5. когда пробьет последний час природы

III не плоть, а дух растился в наши дни.

Вариант вступления. Знакомство с лирикой Тютчева произошло раньше, чем я взяла в руки томик стихов поэта. В радио и телепередачах звучали стихи и поразило слишком частое повторение в строках слова «душа». А потом в статьях поэтов и литературоведов неизменная ссылка на тютчевские строки.

Что стоит за этими строками? Сразу не ответишь…вспоминаются пушкинские строки:

На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Не об этом ли пишет Тютчев?




План сочинения Ф. И. Тютчев, «поэзия