План сочинения: Изображение «деловых людей» в комедиях Грибоедова и Островского
Изображение «деловых людей» в комедиях А. С. Грибоедова и А. Н. Островского
I. Вступление
Воссоздавая сатирическую картину нравов дворянского общества, Грибоедов и Островский уделили заметное место образам «деловых людей», т. е. тех, кто, преодолевая свое мизерное общественное положение, стремится сделать карьеру, подняться на верх социальной лестницы, не гнушаясь при этом никакими способами, не думая о морали. В «Горе от ума» таким «деловым» человеком является Молчалин, в «Лесе» — Буланов. В характерах этих
II. Главная часть
1. Общее:
А) незначительность общественного положения:
— о происхождении Молчалина сообщается очень смутно Из сна Софьи известно, что он «в бедности рожден», принадлежал ли он к дворянскому сословию — неясно. Фамусов называет его «нищим», «безродным» и говорит, что перевел Молчалина из Твери и дал ему чин асессора, который позволял получить потомственное дворянство. Молчалин — секретарь Фамусова, который и называет его «деловым».
— Буланов, бедный молодой дворянин, сын овдовевшей подруги Гурмыжской,
Б) у обоих одинаковая цель — выбиться в люди, т. е. занять солидное положение в обществе:
— Молчалин три года служит «по архивам» и получил уже три награжденья.
— Буланов хочет стать «порядочным» помещиком, приобретя наследство; не прочь он и служить.
В) обоими движет желание легкой жизни:
— Молчалин хотел бы «и награжденья брать, и весело пожить».
— Буланов мечтает о том же: «А тут впереди жизнь приятная…»;
Г) оба используют один и тот же способ — выбиться в люди за счет женщины.
— Молчалин «по должности» ухаживает за дочерью Фамусова, Софьей, не упуская случая навестить и Татьяну Юрьевну.
— Буланов «подыгрывается» к богатой Гурмыжской.
При этом Молчалин на самом деле неравнодушен к Лизе, служанке Софьи, а Буланов, исполняя поначалу прихоть Гурмыжской, готов жениться на Аксюше, бедной родственнице помещицы;
Д) оба исповедуют принцип «угождать всем людям без изъятья» и «надобно ж зависеть от других»:
— Молчалин старается угодить не только Фамусову, но и всем его гостям: «Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет».
— Буланов во всем старается угодить Гурмыжской, говоря, что у него ум «на все, что прикажут».
Е) у обоих практический, приземленный, бытовой ум, направленный, по словам Буланова, на то, чтобы «понимать свой интерес». Именно Буланов называет свой ум «практическим» .
Об уме Молчалина говорит Софья: «Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума… Да этакий ли ум семейство осчастливит?»
Ж) оба не побрезгуют подлостью, мошенничеством:
— О Молчалине говорит Чацкий: «В нем Загорецкий не умрет!»
— Буланов просит Несчастливцева научить его передергивать при игре в карты, чтобы обыграть богатых помещиков. Он уверен: «За деньги-то люди черту душу закладывают…»
2. Различия:
— С образом Молчалина в комедии Грибоедова связана проблема ума. Молчалин явно умнее Буланова, недоучившегося гимназиста. Он все-таки ведет дела за Фамусова, способен разобраться в документах.
-В образе Буланова, в том числе, Островский показал, как деградировало дворянство в последней трети XIX века. Буланов бесхитростней, откровенней, примитивней Молчалина, ждет готового куска пирога. С образом Буланова связан один из важнейших мотивов в произведениях Островского — власти денег.
Буланов уверен в том, что при деньгах и без ума можно прожить.
— Чацкий пророчествует Молчалину процветание: «Молчалины блаженствуют на свете».
— О Буланове с большой долей скепсиса говорит Бодаев: «Все врет, все промотает» Это его ответ на заявление Буланова «… вы увидите наше имение в цветущем положении».
3. Обе пьесы — комедии. Для создания комического эффекта оба драматурга используют схожие приемы:
А) комизм в пьесах проявляется прежде всего как несоответствие кажущегося и истинного, видимости и сущности, формы и содержания.
Оба персонажа, казалось бы, «уступчивы, скромны, тихи». На самом же деле Молчалин, едва расставшись с Софьей, начинает беззастенчиво ухаживать за Лизой. Недоучившийся гимназист Буланов собирается «прибрать в руки весь уезд»;
Б) герои характеризуются через их поступки и поведение.
Оба ведут себя льстиво, вкрадчиво, стараясь сказать каждому что-то приятное, но только с теми, кто выше них. За служанкой Молчалин ухаживает развязно и готов даже купить ее любовь. Заняв положение жениха Гурмыжской, Буланов заявляет Карпу: «…у меня все по струнке будете ходить… У меня всякая вина виновата»;
В) герои характеризуются через собственные высказывания и высказывания других персонажей о них:
— Молчалин «проговаривается» о себе в диалогах с Чацким и Лизой; Буланов — в диалогах с Аксюшей, Несчастлив — цевым, Гурмыжской.
— Самые уничтожающие характеристики Молчалину дает Чацкий; но невольно разоблачающими становятся и высказывания Софьи о нем;
Г) речевая манера Молчалина схожа с тем, как говорит Буланов:
— Молчалин «небогат словами», для его речи характерно частое употребление частицы «-с», выражающей почтительность к собеседнику.
— То же можно сказать и о речевой манере Буланова, но в пятом акте она заметно меняется, на что указывают и авторские ремарки: «Ходит, заяожа руки назад». Буланов-жених Гурмыжской начинает «рассуждать», реплики увеличиваются, появляются повелительные интонации;
Д) оба драматурга используют прием усиления для дискредитации персонажей.
— Грибоедов: диалог Чацкого и Софьи, диалог Чацкого и Молчалина
— В пьесе Островского Гурмыжская разыгрывает «комедию в комедии», «театр в театре» и вовлекает в эту игру и Буланова. Этот прием становится одним из самых разоблачающих у Островского. Так, в высшей степени комично выглядит намерение Гурмыжской сыграть роль «посаженой матери», а Буланову отвести роль «посаженого отца» на девишнике по поводу замужества Аксиньи.
III. Заключение
Создавая образ Буланова, Островский выступает наследником традиций Грибоедова. В то же время образ Буланова, завершая галерею образов «деловых» людей в русской литературе, раскрывает идею деградации дворянского сословия в конце XIX века.
План сочинения: Изображение «деловых людей» в комедиях Грибоедова и Островского