План сочинения — Композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

I. Вступление

Общее понятие о композиции: это состав и расположение частей художественного произведения.

II. Главная часть

1. Композиция романа Лермонтова достаточно сложна. Это проявляется и в нарушении хронологической последова­тельности повестей, и в отсутствии между ними сюжетной связи, и в смене повествователей:

А) роман Лермонтова состоит из пяти повестей, из которых каждая имеет свой законченный сюжет. Хронологическая по­следовательность повестей нарушена:

Лермонтову интересно не развитие и становление героя, как многим другим писате­лям, а сущность характера, каким он сложился.

Б) общий принцип Композиции романа — движение от за­гадки к разгадке характера Печорина. Этому принципу подчи­нена, в частности, смена повествователей. Начинает повество­вание о Печорине Максим Максимыч, он может отмстить только внешнюю странность и загадочность героя без глубокого проникновения в его внутренний мир. Второй повествователь — «публикатор» дневника Печорина, он уже может по внешности определить не­которые черты характера, но загадка здесь не разгадывается,

а становится еще более сложной. Наконец, последние три по­вести — это рассказ Печорина о самом себе.

Однако расположение этих повестей тоже не случайно: в нем реализуется тот же композиционный принцип. «Тамань» делает загадку Печорина еще более интересной, «Княжна Мери» почти полностью объясняет характер, а «Фаталист» ставит последнюю точку, раскрывая философские основы внутреннего мира Печорина.

III. Заключение

Композиция романа Лермонтова глубоко продумана. Она по­зволяет автору сосредоточиться не на внешнем действии, а на нравственно-философской сущности характера главного героя.




План сочинения — Композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени»