«Кролики и удавы» Ф. Искандера как философская сказка
В сказке «Кролики и удавы» Искандер вскрыл механизм тоталитарной общественной системы, проанализировал ее действие на разных исторических и социальных уровнях. Автор воспроизводит структуру иерархического общества, основанного на лжи и демагогии. Мир удавов и кроликов — это мир «идеальной несвободы».
Способы, с помощью которых кроликов держат в подчинении, — это страх перед удавами и голословные обещания грядущего благосостояния, символом которого в сказке становится миф о Цветной Капусте. В обществе отсутствует гласность. Король использует средства пропаганды в целях дезинформации. В этом мироустройстве Искандер умещает сразу несколько типов авторитарной власти: сталинистского, брежневского. Искандер вскрывает многие общественные механизмы и пародирует их. Так, например, Великий Питон не только жестокий диктатор, но и «отец родной», мудрый наставник «молодых удавов». В его речи писатель пародирует стиль и железную логику Сталина: «Удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен».
Изобразив действительность в условной аллегорической форме, Искандер уничтожил в своей сказке миф о новом равновесии авторитарной власти и тех, кто ей духовно подчинился, кто ее принял.
Дайджест:
- Краткое изложение — Кролики и удавы — Философская сказкаСобытия происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы гипнотизируют их. Однажды юный удав задается вопросом, почему кролики ... Читать далее...
- Сказочный тип условности в повести Искандера «Кролики и удавы»События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы гипнотизируют их. Однажды юный удав задается вопросом, почему кролики ... Читать далее...
- Краткое содержание сказки Искандера «Кролики и удавы»События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы гипнотизируют их. Однажды юный удав задается вопросом, почему кролики ... Читать далее...
- Краткое содержание Кролики и удавы в сокращении Фазиль ИскандерИстория случается очень давно в одной из стран Африки. Там удавы ловят кроликов, а слоны с обезьянами соблюдают нейтралитет. Когда кролики видят удавов, они будто цепенеют, хотя в обычной жизни бегают с хорошей скоростью. Удавы не душат кроликов. Они их гипнотизируют, а затем проглатывают. У одного молодого удава возникает справедливый вопрос: почему кролики не бунтуют? ... Читать далее...
- На тему: краткое содержание «Кролики и удавы» Ф. ИскандерВ «Кроликах и удавах» Ф. Искандер показал тоталитарную общественную систему, продемонстрировал механизм ее действия. Сказка представляет собой развернутую метафору социального строя, в котором три уровня иерархии: удавы во главе с Великим Питоном, заглатывающие кроликов; кролики; туземцы, которые выращивают овощи. Мир кроликов и удавов — это привычный, устоявшийся мир, основанный на безотчетном страхе одних перед другими, ... Читать далее...
- Краткое изложение Кролики и удавы Ф. А. ИскандерФ. А. Искандер Кролики и удавы События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы гипнотизируют их. Однажды ... Читать далее...
- План сочинения: Черты художественного стиля произведений ИскандераЧерты художественного стиля произведений Ф. Искандера Русская литература характеризуется тем, что в ней, по словам Л. Толстого, «интерес подробностей чувств заменяет интерес самих событий». Ф. Искандер пошел по этому пути дальше и последовательнее, чем многие современные русские писатели. У Искандера «интерес самих событий» до такой степени оттеснен, что само событие, предмет словно исчезают. Творческая манера ... Читать далее...
- Философская сказка Верешмарти «Чонгор и Тюнде»«Чонгор и Тюнде» — сказка с глубоким философским подтекстом, где сконденсировались приобретенные фольклором народный опыт, вековечная мудрость. Сами образы драмы-сказки — творческое переосмысление народнопоэтических пересказов и поверий, а литературным источником для драмы стало сочинение Альберта Гергеи «Аргируш, королевский сын» , созданный также по народным мотивам. На него опирается сюжетная линия «Чонгора и Тюнде»: юноша с ... Читать далее...
- План сочинения — Самодурство как социально-психологическое явлениеСамодурство как социально-психологическое явление I. Вступление Основная тема творчества Островского — жизнь «средних слоев»: мещанства, чиновничества, купечества. Для этой среды и характерно социально-психологическое явление самодурство. II. Главная часть 1. Сущность самодурства — в неограниченной власти, невстречающей сопротивления и развращающей человека, имеющего эту власть. 2. В пьесе «Гроза» самодурство представлено в образах Кабанихи и Дикого. А) ... Читать далее...
- План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-ЩедринаСвоеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как «уничтожение смехом» . Своеобразие сатиры того или иного писателя определяется объектом сатиры и художественными средствами сатирического изображения. II. Главная часть 1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не «пороки» человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную психологию ... Читать далее...
- Тематическое оценивание по теме «Философская сказка-притча «Маленький Принц» Антуана де Сент-экзюпери»Цель: осуществить контроль учебных достижений учеников; развивать навыки выполнения тестовых задач; воспитывать у учеников способность и навыки объективной самооценки и стремление к самосовершенствованию. Тип урока: урок контроля знаний, умений и навыков. Оборудование: тестовые задачи. Ход урока. І. Мотивация учебной деятельности учеников ІІ. Сообщение темы, цели, задач урока. ІІІ. Проверка знаний, умений учеников. І вариант. I ... Читать далее...
- План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве ПушкинаТема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина I. Вступление 1. Тема поэта и поэзии — традиционная в русской литературе. Ее начали разрабатывать еще поэты XVIII века — Кантемир, Ломоносов, Державин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие. II. Главная часть 1. В своем понимании поэзии Пушкин соединил представление о ней как о ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Поэт, Бог, природа в лирике Пушкина и ЛермонтоваПоэт, Бог, природа в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова I. Вступление Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отражающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в ... Читать далее...
- Своеобразие кульминационной сцены в книге Ф. Искандера «Сандро из Чегема»Для иллюстрации заданной темы мы возьмем одну главу из этого огромного романа — «Пир Бальтасара». Тот самый пир, где причудливо смешаны государственные властители и простые крестьяне, где есть отголоски Гаргантюа Франсуа Рабле, но подверженные беспощадной сатире искандерского пера. Когда Фазиль Искандер писал эту книгу, он понимал, что творит эпос, и не скрывал этого. Это были ... Читать далее...
- План сочинения — Русский человек в произведениях ЛесковаРусский человек в произведениях Н. С. Лескова I. Вступление Проблема русского национального характера была весьма актуальна в середине XIX века. Ее ставили и пытались решить такие писатели, как Достоевский, Л. Толстой, Салтыков — Щедрин и др. У Лескова был свой подход к этой проблеме. II. Главная часть 1. Лесков видел наиболее яркое проявление русского национального ... Читать далее...
- План сочинения на тему: «Маленькие» люди Башмачкин и Червяков«Маленькие» люди Башмачкин и Червяков I. Вступление Гоголь и Чехов — продолжатели темы «маленького человека» в русской литературе XIX века. В то же время каждый из них глубоко индивидуален в трактовке образа «маленького человека». II. Главная часть Своеобразие гоголевского понимания образа «маленького человека» заключается в полемике с романтической традицией изображения героя: А) Гоголь делает героем ... Читать далее...
- План сочинения: «Что есть красота?..»«Что есть красота?..» Заболоцкий начал с утверждения своих идеалов путем отрицания и неприятия антипода красоты — пошлости. Собственный же эстетический идеал, идеал красоты, поэт выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим творчеством. Поэт терпеливо и страстно искал его: А) в мире природы найти его оказалось совсем непросто: ведь Заболоцкий видел в природе и борьбу противоречий, ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Два ЕвгенияДва Евгения I. Вступление Этих героев очень трудно сравнивать, т. к. они принадлежат и к разным сословиям, и к разным эпохам развития русского общества. Их убеждения также различаются. Однако и у них есть кое-что общее. IL Главная часть 1. Начать следует с различий, т. к. они лежат на поверхности и их легче определить: А) Евгений ... Читать далее...
- План сочинения — Своеобразие композиции романа Чернышевского «Что делать?»Своеобразие композиции романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» I. Вступление Композиция — состав и организация элементов и частей художественного произведения. II. Главная часть 1. Соотношение сюжетных и внесюжетных элементов в романе Чернышевского своеобразно, но и те, и другие равно важны для понимания художественной идеи писателя: А) сюжет романа — история Веры Павловны. Ключевые моменты: жизнь ... Читать далее...
- План сочинения: Изображение «деловых людей» в комедиях Грибоедова и ОстровскогоИзображение «деловых людей» в комедиях А. С. Грибоедова и А. Н. Островского I. Вступление Воссоздавая сатирическую картину нравов дворянского общества, Грибоедов и Островский уделили заметное место образам «деловых людей», т. е. тех, кто, преодолевая свое мизерное общественное положение, стремится сделать карьеру, подняться на верх социальной лестницы, не гнушаясь при этом никакими способами, не думая о ... Читать далее...
- План сочинения — А. С. Пушкин о поэте и поэзии1. А. С. Пушкин — первый в России профессиональный поэт, т. е. первый человек, избравший литературу главным и единственным делом своей жизни. II. 1. Пушкин-романтик говорит о привлекательности поэтической доли: уход от мира реального, жизнь в вымышленном мире «питомцем нег и Аполлона». 2. 1817 год — ода «Вольность». Поэт призывает «разбить изнеженную лиру» во имя ... Читать далее...
- План сочинения — Своеобразие драматургии ЧеховаСвоеобразие драматургии А. П. Чехова I. Вступление Чехов — драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками он создал в русской литературе принципиально новую драматургию. II. Главная часть 1. Конфликт в пьесах Чехова. Предшественники Чехова в основном опирались на конфликт между отдельными персонажами или группами персонажей. Чехов же в основном строит пьесу на ряде психологических конфликтов. Его ... Читать далее...
- План сочинения — Искания Пьера БезуховаИскания Пьера Безухова I. Вступление 1. Пересказать всю биографию Пьера в сочинении невозможно, поэтому выбираются ключевые моменты в его развитии. 2. Основные направления исканий Пьера: желание быть внутренне довольным собой, стремление к соединению с людьми и к служению им, освобождение от ложных чувств и понятий. II. Главная часть 1. В начале романа Пьер — молодой, ... Читать далее...
- План сочинения: Свободолюбивая лирика ПушкинаСвободолюбивая лирика А. С. Пушкина I. Встутение Творчество Пушкина приходится на 20-е — 30-е годы XIX века, когда проблема свободы была чрезвычайно актуальной в русском обществе. II. Главная часть 1. В лирике Пушкина мы находим разные грани проблемы свободы. Важнейшие из них: свобода социально-политическая, свобода личности, свобода творчества. 2. В раннем творчестве Пушкина наиболее актуальной ... Читать далее...
- План сочинения — Своеобразие гоголевской сатирыСвоеобразие гоголевской сатиры I. Вступление Сатира как высмеивание недостатков и пороков человека и общества в целом. . Сатира как важная часть русской литературы — как до Гоголя, так и после него. II. Главная часть 1. Объект гоголевской сатиры — это прежде всею пошлость русской жизни его времени, нарушение определенных нравственных и социальных норм. Гоголевская сатира ... Читать далее...
- План сочинения Онегин как трагический геройОнегин как трагический герой I. Вступление Понятие трагического. Важной разновидностью трагического является внутренний трагизм, потеря смысла жизни, жизненных идеалов. Именно этот тип трагического характерен для Онегина. II. Главная часть 1. «Хандра» — основной нравственный «недуг» Онегина, Ее причины: А) Онегин рано начал жить светской жизнью, рано испытал все ее удовольствия и, в силу незаурядности своей ... Читать далее...
- План сочинения — Самоубийство Катерины — поражение или победа?Самоубийство Катерины — поражение или победа? I. Вступление Катерина — сложный характер, поставленный в сложные и не совсем обычные обстоятельства, поэтому трудно дать однозначный ответ на предложенный вопрос. II. Главная часть 1. Характер и натура Катерины. Для нее характерны свободолюбие, искренность, нравственная сила и решимость, а также глубокая религиозность. 2. Ситуация, в которую поставлена Катерина, ... Читать далее...
- План сочинения: Онегин и Печорин: анализ образовОнегин и Печорин: анализ образов I. Вступление Сравнительная характеристика образов. Между героями романов Пушкина и Лермонтова много общего, но есть и существенные различия. II. Главная часть 1. Общее: А) происхождение и социальное положение. Оба героя — дворяне, люди достаточно обеспеченные, избавленные от необходимости трудиться. Б) и Онегин и Печорин — незаурядные личности; по сравнению со ... Читать далее...
- План сочинения: Образ ночи в лирике ТютчеваОбраз ночи в лирике Ф. И. Тютчева Тема ночи — традиционная тема романтической поэзии. Она является одной из ключевых и в творчестве Тютчева, но, в отличие от поэтов-романтиков, Тютчев выводит ее за обычные, традиционно-ро — мантические рамки, усиливает ее философское звучание. В изображении мира ночи Тютчев использует трагические и даже зловещие оттенки. Его ночь не ... Читать далее...
- План сочинения: Художественные черты поэтики И. А. БродскогоХудожественные черты поэтики И. А. Бродского Произведения Бродского можно сравнить с симфоническим оркестром, его могучим музыкальным напором, который достигается насыщенной и необычайно строгой композицией. Бродский не говорит о главном прямо, но всегда уклончиво и обиняками. Он ищет новые возможности подхода к тексту и читателю. Это предопределило ряд характерных черт поэтики Бродского: А) объемные тексты, которые ... Читать далее...
План сочинения: «Кролики и удавы» Ф. Искандера как философская сказка