План сочинения на тему: Печорин и Раскольников — герои философского поиска
Печорин и Раскольников — герои философского поиска
I. Вступление
Печорин и Раскольников относятся к разным эпохам и сословиям, и, казалось бы, ничто их не сближает. Но у них есть и много общего. Обоих можно назвать героями философского поиска.
II. Главная часть
1. Оба героя молоды, и у обоих очень высокая самооценка. Княжна Мери говорит о Печорине, что он сам о себе очень высокого мнения, с чем Печорин вполне согласен. О Раскольникове говорит Разумихин, что тот «ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на
2. Об обоих можно сказать словами Достоевского, что им «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить», т. е. им не важно, как сложится их личная жизнь, но важно ответить на мучающий их вопрос.
Печорин всю жизнь ищет «назначение высокое» для своих «сил необъятных». А ведь он вполне обеспеченный дворянин и мог бы прожить жизнь спокойно и счастливо. Но он уже не «поддается приманкам страстей пустых и неблагодарных», ему нужно нечто большее.
Раскольников также не может не проверить свою идею на практике, хотя его самого эта идея ужасает: «На какую грязь, однако, способно мое сердце!»
3. Из сказанного вытекает, что обоим героям присущ внутренний трагизм, хотя у каждого он свой.
У Раскольникова внутренний трагизм возникает из-за того, что его идея противна человеческой природе, но приобрела над героем уже слишком большую власть, он уже не в силах отказаться от нее. Страдания Раскольникова — это попытка разрешить вечный философско-нравственный вопрос о том, может ли человек проливать кровь по своему усмотрению, «тварь ли я дрожащая или право имею».
Но и у Печорина психологический дискомфорт возникает не только из-за несоответствия внутреннего мира действительности. Трагизм Печорина тоже имеет философские причины. Он пытается найти ответ на вечный вопрос, кто правит миром: провидение, случай или сам человек. Здесь ему действительно «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить»: он идет на самые опасные эксперименты, «ставит на карту» жизнь свою и честь. Но ни удачный исход дуэли, ни случай с Вуличем, ни схватка с казаком не делают его фаталистом, а в обратном он тоже не уверен.
Трагедия Печорина в том, что для него чрезвычайно важно ответить на неразрешимый вопрос, а, казалось бы, самые сильные доводы на поверку оказываются малоубедительными.
4. Как неординарные сильные личности оба противостоят обществу. Общество отвергает и Печорина, и Раскольникова; немногие понимают и принимают их. Однако оба сознательно «отъединяются от людей».
Печорин осознает, что он выше и честнее большинства современников, а старое поколение его не слишком-то понимает. Поэтому Печорин остается один, говорит, что «к дружбе не способен», в любви разочаровывается.
Раскольников также уходит даже от близких ему людей, он говорит: «Надоели вы мне смертельно… я хочу быть один». Но делает он это по другой причине. Он чувствует, что для него нет места в обществе, потому что он преступник, он не такой, как все.
Именно поэтому он идет к Соне, считая, что она не осудит его, потому что сама блудница.
5. Сознание собственной неординарности рождает в героях индивидуализм; но индивидуализм у них тоже разный.
Печорин хочет служить возвышенной цели, непосредственно провидению. Про себя он говорит: «… сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы!»
Для Раскольникова такая роль неприемлема. Он пытается заменить собой судьбу, Бога, сам берет в руки топор. .
III. Заключение
Итак, у этих героев достаточно и общего, и различного. Оба пытаются поднять непосильный для человека груз, оба пытаются разрешить вечные вопросы. Но Раскольников идет дальше Печорина. Он пытается заменить собой Бога, судьбу. Переживания Печорина и Раскольникова также похожи.
Это говорит о том, что Лермонтов и Достоевский добились широчайшего обобщения, ведь их героев мучают те же вопросы, что и нас полтора столетия спустя.
План сочинения на тему: Печорин и Раскольников — герои философского поиска