План сочинения на тему: Поэт, Бог, природа в лирике Пушкина и Лермонтова

Поэт, Бог, природа в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

I. Вступление

Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отра­жающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в некоторых других, Лермонтов выступает и как наследник пушкинской традиции, и как поле­мист.

II. Главная часть

1. Поэт-пророк в одноименных стихотворениях Пушкина и Лермонтова.

Пушкин и Лермонтов всегда считали

поэзию божествен­ным даром, а поэта — боговдохновленным певцом. Эта идея получила свое воплощение в программных для обоих поэтов стихотворениях, не случайно имеющих одинаковое название «Пророк». Назвав свое стихотворение так же, как и Пушкин, Лермонтов тем самым подчеркнул как преемственность, так и полемичность по отношению к своему великому предшест­веннику.

— Пушкинский поэт отправляется по завету Бога отдать полученный пророческий дар людям, «глаголом жечь» их сердца. Тем самым поэт-пророк выполняет высокую граждан­скую миссию, возложенную на него Богом.

— Лермонтов как поэт-романтик

акцентирует трагический конфликт между поэтом и обществом, его не понимающим и отвергающим. Своим стихотворением он как бы отвечает на вопрос «Что же сталось с поэтом-пророком, отправившимся к людям по завету Бога провозглашать «любви и правды чистые ученья»?» — Он встретил лишь смех, презрение и был изгнан. В лирике Лермонтова поэт предстает «осмеянным пророком» .

2. Сложными являются отношения поэта-пророка и обще­ства и в лирике Пушкина. Он тоже испытывал скептическое отношение к тем, к кому поэт обращает свои «благие мысли и труды». В стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» проводится идея о том, кто, собственно, достоин свободы, ко­торую утверждает поэт. Рождается горькая мысль о бесполезности собственного по­этического труда. В 1830-е годы в творчестве Пушкина нарас­тает мысль об одиночестве поэта среди толпы и усиливается идея неподсудности божественной поэзии мнению черни,

3. В лирике Лермонтова-романтика эти идеи позднего Пушкина были усилены и получили трагическое звучание. Лермонтовский поэт — это божественный избранник, которо­го толпа не только не хочет, но и не может понять. А значит, таким одиночеством можно гордиться.

Более того, лермонтов­ский поэт платит толпе собственным презрением и даже нена­вистью. Лермонтов признает над поэтом только «божий суд», перед лицом которого светская толпа не смоет своей «черной кровыо поэта праведную кровь».

4. Несмотря на божественную природу поэтического та­ланта, Пушкин считал, что сам по себе поэт как человек не­отделим от других людей. Как человек он может быть и слаб, и суетен, и «ничтожен», лишь божественное, снисхо­дящее на него от Творца вдохновение делает его великим. И это сразу возвышает его над обыденной жизнью.

Для Лермонтова-романтика образ поэта всегда соотнесен с областью идеального, даже божественного. Не случайно в стихотворении «Поэт» Лермонтов пишет: «Твой стих, как бо­жий дух, носился над толпой…» Поэтому, в отличие от Пуш­кина, лермонтовский поэт никогда, ни при каких условиях не может быть сопоставим с «детьми ничтожными мира», с обла­стью обыденной, пошлой реальности. Более того, поэт у Лер­монтова иногда становится равновелик Богу: «Я — или Бог — или никто!» . Отсюда возникают и богоборческие настроения, что отвечает романтическому миро­восприятию Лермонтова.

5. Как для Пушкина, так и для Лермонтова, единственным прибежищем поэта является природа. Во взаимоотношениях с нею поэта у Пушкина и Лермонтова прослеживаются как чер­ты сходства, так и различия.

— Пушкин уже в раннем стихотворении «Деревня» называ­ет сельскую природу «приютом спокойствия, трудов и вдох­новенья» и противопоставляет ее оковам межчеловеческих отношений. Для Пушкина природа — олицетворение идеала свободы, без которого немыслимо творчество. Поэтому в его произведениях возникают природные образы-символы, олице­творяющие идею личной свободы. Для исполнения Божьего завета поэт бежит от «су­етного света» «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы», где только и возможно творчество.

В сознании Лермонтова природа — олицетворение об­ласти идеала, ведь она — «творенье Бога» , поэтому живет по божественным законам, которые люди утратили. Та­ким образом, поэт и природа равно противостоят светскому обществу, цивилизации, что отвечает также романтическому мировосприятию.

III. Заключение

Лермонтов-романтик акцентирует трагизм судьбы поэта. Для Пушкина, напротив, характе­рен философский оптимизм, который с особой силой сказался в итоговом стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» К идеям боговдохновенности поэта, его творческой независимости, ко­торые вновь звучат в этом стихотворении, добавляется мысль о том, что власть поэта выше государственной власти. Сознание своей силы и величия порождает уверенность в большом исто­рическом будущем его поэзии. Поэзия, по мысли Пушкина, должна поднимать человека к Богу, только в этом и состоит ее общественное назначение, вложенное в нее Творцом.




План сочинения на тему: Поэт, Бог, природа в лирике Пушкина и Лермонтова