Раскольников как трагический характер
I. Вступление
Под трагическим в литературе понимается неразрешимое противоречие, чаще всего внутреннее, психологическое. Раскольников — трагический характер.
II. Главная часть
1. В чем трагедия Раскольникова? Можно сказать, что основное противоречие в личности Раскольникова — это противоречие добра и зла. Человечность натуры постоянно борется в нем с бесчеловечностью его головной теории. С одной стороны, он презирает «низший разряд» людей, с другой — горячо им сочувствует.
С одной стороны, теоретически и практически утверждает «право на кровь», с другой — не может выдержать психологических мучений, причиняемых совестью. Он одновременно любит и ненавидит Сонечку, которая становится олицетворением его совести. А главное, преступление не разрешило в душе Раскольникова противоречия, основного вопроса, который приносит ему страдание: «тварь ли я дрожащая или право имею?». От неразрешимости этой проблемы более всего тоскует и мучается Раскольников.
Страстно любя людей и стремясь к ним, он в то же время чувствует, что своим преступлением навсегда отрезал себя от их мира, поставил себя вне человечества.
2. Пути выхода из трагической ситуации. Достоевский показывает два пути преодоления трагического кризиса личности: путь Свидригайлова и путь Сонечки. Свидригайлов, как цинический характер, полностью потеряв все нравственные критерии добра и зла, выбирает путь самоубийства.
О самоубийстве неоднократно думает и Раскольников, но в романе все же торжествует иной путь, Сонечки — путь смирения, очищения страданием и воссоединения через страдание с миром людей.
III. Заключение
Христианские идеи романа. Достоевский полагает, что преступление нарушает связи преступника с Богом, что и приводит его к трагической безысходности. Вера же в Бога воскрешает человека, выводит его из трагического тупика.
Дайджест:
- План сочинения на тему: Печорин и Раскольников — герои философского поискаПечорин и Раскольников — герои философского поиска I. Вступление Печорин и Раскольников относятся к разным эпохам и сословиям, и, казалось бы, ничто их не сближает. Но у них есть и много общего. Обоих можно назвать героями философского поиска. II. Главная часть 1. Оба героя молоды, и у обоих очень высокая самооценка. Княжна Мери говорит о ... Читать далее...
- План сочинения — Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза» I. Вступление Трагический конфликт — противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы «Гроза» связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: А) внешний конфликт. Он состоит в противоречии между свободолюбивой натурой Катерины и укладом ... Читать далее...
- Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского «Преступление и наказание»Родион Раскольников и его теория в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Общая характеристика главного героя романа — Родиона Раскольникова. II. Главная часть 1. Теория Раскольникова: А) деление человечества на «два разряда»; Б) предназначение людей «высшего разряда» ; В) необходимость и оправданность преступления для людей «высшего разряда», разрешение «крови по совести»): Г) ... Читать далее...
- План сочинения Онегин как трагический геройОнегин как трагический герой I. Вступление Понятие трагического. Важной разновидностью трагического является внутренний трагизм, потеря смысла жизни, жизненных идеалов. Именно этот тип трагического характерен для Онегина. II. Главная часть 1. «Хандра» — основной нравственный «недуг» Онегина, Ее причины: А) Онегин рано начал жить светской жизнью, рано испытал все ее удовольствия и, в силу незаурядности своей ... Читать далее...
- План сочинения: Музыка в романе Достоевского «Преступление и наказание»Музыка в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Музыка, звучащая в романах и повестях Достоевского, не только фон, но и духовная атмосфера, средство передачи мыслей и чувств героя. Музыка органически входит в изображаемую писателем жизнь. Диапазон музыки у Достоевского широк — от шарманки до музыки оперной и симфонической. Музыкальный фон в романе «Преступление и ... Читать далее...
- Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет?В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается ряд общечеловеческих проблем: может ли человек во имя высокой идеи совершить преступление, как после этого жить и откуда ждать наказания? Главный герой романа, студент Родион Раскольников, поставлен перед дилеммой. Он видит мелкое, частное зло в лице старухи-процентщицы и убивает ее, но, оставшись один на один со ... Читать далее...
- Что же это за человек, Раскольников?Связь Библии и судьбы человека была одной из самых волнующих тем всего XIX Века. Библейские сюжеты становились основой произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя. «Слово Божье» входит и в роман «Преступление и наказание». Это и не роман, а своеобразная притча о «блудном сыне», преступнике. «Не укради», «не убий», «не сотвори себе кумира» — нет заповеди, которую не ... Читать далее...
- План сочинения: Язык романа Достоевского «Преступление и наказание»Язык романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскрывая тайны человеческого духа, Достоевский много внимания уделяет поэтике своего романа: языку, стилю, месту и времени действия, композиции, пейзажу и т. д. Среди этих художественных особенностей важное место в «Преступлении и наказании» принадлежит языку. Каждое слово у Достоевского включено в художественную целостность произведения, представляет собой сгусток смысла, ... Читать далее...
- Почему добрый, милосердный Родион Раскольников совершил убийство?Несомненно, Родин Раскольников, главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», по своей натуре вовсе не убийца, а добросердечный, способный на любовь и сострадание человек. Герой, которому приходится выносить тяжелые испытания: голод, нищету, жизнь среди пьянства и разврата — не потерял умения проявлять милосердие, сочувствие к окружающим людям. Его угнетает безысходное, бедственное положение, горе ... Читать далее...
- Анализ эпизода «Раскольников и Соня читают Евангелие» в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказаниеВ этом эпизоде Раскольников приходит к Соне, чтобы признаться ей в убийстве. Герой хочет рассказать именно ей, потому что считает Соню преступницей, падшей женщиной. После разговора Раскольников меняет свое представление о Соне. Он узнает, что героиня отдала себя в жертву ради своих родных. Теперь Соня для него — юродивая. Он крайне удивляется, когда узнает, что ... Читать далее...
- Раскольников и Свидригайлов РаскольниковРаскольников и Свидригайлов Раскольников Родион Романович является главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» . Одну из основных разрывающих героя противоречий — это тяга к людям и отталкивание от них. По первоначальному замыслу Достоевского, герой поддается «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе. Согласно этому замыслу герой изображается великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все ... Читать далее...
- Образ характер и характеристика Лужина и Свидригайлова по роману Преступление и наказаниеДля того чтобы подчеркнуть контрасты современной ему реальности, Достоевский противопоставляет в романе характеры различных героев: Лужина и Мармеладова, Разумихина и Раскольникова, Свидригайлова и Дунечки. С помощью этих образов автору удается наиболее правдиво изобразить суровую действительность того времени с ее жестокостью, социальным неравенством, угнетением одних и вседозволенностью других. Главной задачей своего творчества Достоевский считал поиск человека ... Читать далее...
- Образ характер и характеристика Раскольникова по роману Преступление и наказаниеДостоевский как великий романист, прежде всего, стремился понять смятенную душу своего современника, помочь людям найти путь к идеалу и постичь истину. Он с большим интересом изучал внутренний мир людей, которым довелось жить в ненормально устроенном обществе. В своих произведениях писатель открывал самые потаенные глубины человеческой души, обнажал ее самые сокровенные стороны. Показывая жизнь России, отражая ... Читать далее...
- Рассуждение: Почему Раскольников совершил преступление? по роману Преступление и наказаниеПочему Раскольников совершил преступление? Важнейшая проблема в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» заключается в объяснении причин преступления Родиона Раскольникова. Из содержания романа мы узнаем, что главный герой — совсем молодой человек, учащийся петербургского университета, который живет бедно. У него недостаточно средств для того, чтобы учиться и оплачивать квартплату, однако ему стараются помогать мать ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Проблема воспитания в романе Пушкина «Евгений Онегин»Проблема воспитания в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» I. Вступление Главная проблема пушкинского романа — состояние и судьбы русской национальной культуры начала XIX века. Воспитание — основа формирования культуры, отсюда важность этой проблемы в романе. Воспитание в широком смысле слова — формирование личности. II. Главная часть 1. Дело целенаправленного национального воспитания и образования в ... Читать далее...
- Раскольников и его «двойники» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины XIX ст. Среди персонажей этой книги много лиц, которые лишь несколько минут привлекают наше внимание, а есть люди с резко очерченными характерами, с собственными взглядами и убеждениями, которые по-разному влияют на главного героя и без которых роман просто не ... Читать далее...
- План сочинения: Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX векаНаполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века. Вступление Наполеон Бонапарт — одна из самых крупных и примечательных исторических фигур XIX века. О нем вели жаркие споры историки, политики, философы В произведениях русских писателей фигура Наполеона получила свое оригинальное освещение. II. Главная часть Русская литература первой половины XIX века обращалась к образу Наполеона «по горячим ... Читать далее...
- План сочинения: Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX вОбраз Петербурга в произведениях русских писателей XIX в. I. Вступление Петербург — столица русского государства — вызывал в писателях XIX века самые разные ассоциации, окрашивался в разные эмоциональные тона. II. Главная часть Образ Петербурга в произведениях Пушкина сложен и неоднозначен. В «Евгении Онегине» он предстает, с одной стороны, каксредоточие жизни высшего света с его суетой, ... Читать далее...
- Характеристика героя Раскольников, Преступление и наказание, ДостоевскийХарактеристика героя Раскольников Раскольников предстает в романе молодым человеком, которого не удовлетворяет ни его жизненная ситуация, ни то, кем является он сам. А хочет он, ни много ни мало, стать «сверхчеловеком». В своей теории он разделил всех людей на два класса: пресмыкающиеся «твари дрожащие» и собственно люди — «право имеющие». Люди из первого из этих ... Читать далее...
- План сочинения на тему: «Маленькие» люди Башмачкин и Червяков«Маленькие» люди Башмачкин и Червяков I. Вступление Гоголь и Чехов — продолжатели темы «маленького человека» в русской литературе XIX века. В то же время каждый из них глубоко индивидуален в трактовке образа «маленького человека». II. Главная часть Своеобразие гоголевского понимания образа «маленького человека» заключается в полемике с романтической традицией изображения героя: А) Гоголь делает героем ... Читать далее...
- Достоевский, анализ произведения Преступления и наказание, ПланАнализ произведения По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем — нравственные идеи, которые определяют его композиционные особенности. Роман состоит из шести частей и эпилога, причем условно его можно разделить на две части: первая — до преступления, а вторая — рассказ о нравственном наказании героя после совершения преступления, то есть автор показывает сомнения, ... Читать далее...
- План сочинения — Самоубийство Катерины — поражение или победа?Самоубийство Катерины — поражение или победа? I. Вступление Катерина — сложный характер, поставленный в сложные и не совсем обычные обстоятельства, поэтому трудно дать однозначный ответ на предложенный вопрос. II. Главная часть 1. Характер и натура Катерины. Для нее характерны свободолюбие, искренность, нравственная сила и решимость, а также глубокая религиозность. 2. Ситуация, в которую поставлена Катерина, ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Два ЕвгенияДва Евгения I. Вступление Этих героев очень трудно сравнивать, т. к. они принадлежат и к разным сословиям, и к разным эпохам развития русского общества. Их убеждения также различаются. Однако и у них есть кое-что общее. IL Главная часть 1. Начать следует с различий, т. к. они лежат на поверхности и их легче определить: А) Евгений ... Читать далее...
- План сочинения на тему: «Нравственность есть правда»«Нравственность есть правда» I. Вступление Проблемы нравственности — это проблемы добра и зла, личности и общества, свободы и ответственности. II. Главная часть Нравственный потенциал русской классической литературы. Утверждение в русской классике таких нравственных ценностей, как совесть, справедливость, добро, сострадание. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» . Что такое правда? Это не столько ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Образы русских мастеров в произведениях Гоголя и ЛесковаОбразы русских мастеровых людей в произведениях Гоголя и Лескова I. Вступление Образы русских мастеров занимают существенное место в поэме Гоголя «Мертвые души» и в сказе Лескова «Левша», что обусловлено стремлением воссоздать русский национальный характер, в котором, с точки зрения писателей, талантливость, мастерство, искусность являются ведущими чертами. II. Главная часть 1.Крепостные крестьяне как мастера своего дела ... Читать далее...
- Образ Григория Мелехова как трагический характерТрактовка событий гражданской войны с общечеловеческих позиций обусловила неповторимое своеобразие образа Григория Мелехова, не поддававшегося узкоклассовым меркам литературоведов. Образ Григория интерпретировался и как образ середняка, искавшего третьего пути в революции, как человека, утратившего связь с народом — «отщепенца», и как казачьего сепаратиста. Вопреки ставшей общепринятой концепции «отщепенства» Григория с середины 60-х годов стала складываться новая ... Читать далее...
- Базаров и РаскольниковВ литературе второй половины девятнадцатого столетия появляются персонажи, принадлежащие к новому слою общества — разночинцы. Наиболее яркие из них — это Евгений Базаров и Родион Раскольников. Романы, в которых они появились, вышли соответственно в 1863 и 1866 годах. Непростое это было время. С одной стороны — подготовка и проведение ряда реформ, обещание царем конституций, с ... Читать далее...
- На тему: Смысл и истоки теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание»В романе «Преступление и наказание» Достоевский продолжил тему униженных и оскорбленных, соотнеся ее с темой бунта человека, не желающего быть «тварью дрожащей». В центре произведения история преступления студента Родиона Раскольникова, убившего старуху-ростовщицу. Почему умный, честный молодой человек совершает это преступление? Раскольников беден, бедна его семья. Он видит жертвенность сестры, готовой идти замуж за нелюбимого, но ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Поэт, Бог, природа в лирике Пушкина и ЛермонтоваПоэт, Бог, природа в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова I. Вступление Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отражающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в ... Читать далее...
- Анализ эпизода «Раскольников и Соня читают Евангелия» по роману Преступление и наказаниеСоня живет в большой комнате, но чрезвычайно низкой. В комнате почти нет мебели, на стенах виднеются желтые обои. Комната имеет вид неправильного четырехугольника. Форма комнаты как-бы показывает, что Соня живет неправильно. Не такой жизни она достойна. Сначала Раскольников обращается к Сони резко и с настойчивостью, даже с некой грубостью. Но после чтения Евангелия его настроение ... Читать далее...
План сочинения на тему — Раскольников как трагический характер