План сочинения: «Новый человек» в изображении Чернышевского и Тургенева

«Новый человек» в изображении Н. Г. Чернышевского и И. С. Тургенева

I. Вступление

1. Социально-политическая ситуация в России начала

60-х годов. Главная фигура эпохи — «новый человек»,

Разночинец-демократ.

2. Тургенев и Чернышевский — первые русские писатели, которые изобразили этот тип достаточно полно, дали ему свое истолкование и оценку.

II. Главная часть

1. Общее в характерах Базарова и героев «Что делать?»:

А) социальное положение и происхождение;

Б) необходимость добиваться всего своими силами,

откуда привычка и потребность трудиться, уважение к труду и пре­зрение к лени и праздности;

В) характеры сильные, имеющие твердые убеждения, зака­ленные в жизненных испытаниях, способные не только гово­рить речи, но и делать дело;

Г) материалистические взгляды, образование, профессия.

Все эти признаки принципиально отличают «новых лю­дей» от «старых» — дворян-либералов, главным образом.

2. Различия в образах героев Чернышевского и Тургенева возникают прежде всего потому, что Тургенев смотрел на раз — ночинца-демократа с позиций дворянского либерализма, а Чернышевский — с позиции революционера:

А)

у Тургенева Базаров — «нигилист», отвергающий все нравственные принципы, отрицающий искусство и эстетиче­ское значение природы, проповедующий культ «пользы», час­то циничный по отношению к женщине, и полагающий, что все возвышенные чувства — «романтизм», «вздор». Герои Чернышевского — обыкновенные нормальные люди, которым не чуждо ничто человеческое, они не отвергают нравственно­сти, культуры, художественных традиций и т. п. Они безус­ловно порядочны, а часто и благородны;

Б) существенная черта тургеневского Базарова — гордыня, эгоизм, огромное самолюбие. Он показан в одиночестве, без настоящих друзей и соратников. «Новые люди» Чернышев­ского — «разумные эгоисты», они видят свою «выгоду» пре­жде всего в счастье окружающих людей. Чернышевский гово­рит, что «новых людей» уже немало и становится все больше. Он показывает, что их взаимоотношения строятся на единстве взглядов, убеждений, жизненных норм; на взаимопомощи, доброте, заботе;

В) Тургеневское отношение к Базарову двойственно: в нем сочетается уважение к силе характера и неприятие «нигилиз­ма» как философии и жизненной позиции. Чернышевский от­носится к своим героям безусловно положительно: «Вы соль соли земли».

III. Заключение

Дальнейшее развитие типа «нового человека» в русской жизни и литературе показало его неоднозначность, так что и Чернышевский, и Тургенев оказались в изображении и оценке этого типа правы каждый по-своему.




План сочинения: «Новый человек» в изображении Чернышевского и Тургенева