План сочинения: Онегин и Печорин: анализ образов
Онегин и Печорин: анализ образов
I. Вступление
Сравнительная характеристика образов. Между героями романов Пушкина и Лермонтова много общего, но есть и существенные различия.
II. Главная часть
1. Общее:
А) происхождение и социальное положение. Оба героя — дворяне, люди достаточно обеспеченные, избавленные от необходимости трудиться.
Б) и Онегин и Печорин — незаурядные личности; по сравнению со «средним» уровнем светского общества они гораздо умнее, гораздо тоньше чувствуют, наделены восприимчивой душой и одновременно
В) незаурядность героев Пушкина и Лермонтова проявляется в их разочаровании в светском обществе и его идеалах. . Монолог Печорина в повести «Бэла», его воспоминания о прошедшей молодости в повестях «Княжна Мери» и «Фаталист»). Как личности в высшей степени незаурядные, Онегин и Печорин разочарованы не только в светском обществе, но и в жизни вообще: в людях, в дружбе, в любви, в возможности счастья и т. п.
Г) оба героя не могут найти ни смысла, ни своего места в жизни, ни хотя бы дела по душе. Это дало основание Белинскому объединить Онегина
2. Однако между Онегиным и Печориным есть и существенные различия:
А) Онегин давно перестал искать в жизни цель и смысл: он уверен, что их нет и быть не может. Поэтому он не предпринимает никаких попыток деятельности, ему все — все равно. Он почти одинаково равнодушен и к трогательному объяснению Татьяны, и к нелепой дуэли с Ленским.
Правда, он «томится в бездействии досуга», но и променять его на что — нибудь другое не хочет.
Печорин же активно ищет смысл жизни и свое предназначение в ней. Он деятелен, а не ленив, как Онегин. Душа Онегина «холодная и ленивая», душа Печорина непрестанно в кипении и действии.
Онегин — скептик, Печорин — энтузиаст и романтик.
Б) Пушкин и Лермонтов приводят своих героев к совершенно разным жизненным итогам. Пушкин в конце романа совершенно неожиданно дает своему герою возможность возрождения в страстной и нерассуждающей любви к Татьяне.
Финал пушкинского романа принципиально открыт: как сложится жизнь героя после рокового объяснения, мы не знаем, да это уже и не так важно. Лермонтов же приводит Печорина к отчаянию и сообщает нам о его смерти. По-видимому, Печорин так и умер, не найдя в жизни ничего, что могло бы стать для него смыслом и целью.
III. Заключение
Как сходства, так и различия между Онегиным и Печориным чрезвычайно важны для понимания авторской позиции в романах Пушкина и Лермонтова. Пафос пушкинского романа — доверие к жизни и сдержанный оптимизм, пафос романа Лермонтова — это прежде всего трагизм.
План сочинения: Онегин и Печорин: анализ образов