План сочинения: Онегин и Печорин: анализ образов

Онегин и Печорин: анализ образов

I. Вступление

Сравнительная характеристика образов. Между героями романов Пушкина и Лермонтова много общего, но есть и су­щественные различия.

II. Главная часть

1. Общее:

А) происхождение и социальное положение. Оба героя — дворяне, люди достаточно обеспеченные, избавленные от не­обходимости трудиться.

Б) и Онегин и Печорин — незаурядные личности; по срав­нению со «средним» уровнем светского общества они гораздо умнее, гораздо тоньше чувствуют, наделены восприимчивой душой и одновременно

трезвым рассудком, благодаря чем) хорошо знают людей.

В) незаурядность героев Пушкина и Лермонтова проявля­ется в их разочаровании в светском обществе и его идеалах. . Монолог Печори­на в повести «Бэла», его воспоминания о прошедшей молодо­сти в повестях «Княжна Мери» и «Фаталист»). Как личности в высшей степени незаурядные, Онегин и Печорин разочарова­ны не только в светском обществе, но и в жизни вообще: в людях, в дружбе, в любви, в возможности счастья и т. п.

Г) оба героя не могут найти ни смысла, ни своего места в жизни, ни хотя бы дела по душе. Это дало основание Белинскому объединить Онегина

и Печо­рина в один тип «страдающих эгоистов» и «лишних людей».

2. Однако между Онегиным и Печориным есть и сущест­венные различия:

А) Онегин давно перестал искать в жизни цель и смысл: он уверен, что их нет и быть не может. Поэтому он не предпри­нимает никаких попыток деятельности, ему все — все равно. Он почти одинаково равнодушен и к трогательному объясне­нию Татьяны, и к нелепой дуэли с Ленским.

Правда, он «то­мится в бездействии досуга», но и променять его на что — нибудь другое не хочет.

Печорин же активно ищет смысл жизни и свое предназначе­ние в ней. Он деятелен, а не ленив, как Онегин. Душа Онегина «холодная и ленивая», душа Печорина непрестанно в кипении и действии.

Онегин — скептик, Печорин — энтузиаст и романтик.

Б) Пушкин и Лермонтов приводят своих героев к совер­шенно разным жизненным итогам. Пушкин в конце романа совершенно неожиданно дает своему герою возможность воз­рождения в страстной и нерассуждающей любви к Татьяне.

Финал пушкинского романа принципиально открыт: как сло­жится жизнь героя после рокового объяснения, мы не знаем, да это уже и не так важно. Лермонтов же приводит Печорина к отчаянию и сообщает нам о его смерти. По-видимому, Печорин так и умер, не найдя в жизни ничего, что могло бы стать для него смыслом и целью.

III. Заключение

Как сходства, так и различия между Онегиным и Печори­ным чрезвычайно важны для понимания авторской позиции в романах Пушкина и Лермонтова. Пафос пушкинского рома­на — доверие к жизни и сдержанный оптимизм, пафос романа Лермонтова — это прежде всего трагизм.




План сочинения: Онегин и Печорин: анализ образов