План сочинения — Особенности композиции поэмы Гоголя «Мертвые души»
Особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
I. Вступление
Композиция гоголевской поэмы, наверное, самая нетрадиционная и необычная в мировой литературе. Целью автора было создать образ жизни целой нации, а не только показать отдельные типические характеры. Для этого требовалась очень высокая степень обобщения, которой невозможно достичь при стандартной композиции.
II. Главная часть
Композиция — это состав, взаимосвязь и взаиморасположение частей произведения. Применять такое определение к поэме Гоголя
А) композиция сюжета. Последний очень своеобразен. Дело в том, что сюжет в поэме явно не один.
Покупка «мертвых душ», «Повесть о капитане Копейкине», притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, предыстория Чичикова, судьбы беглых крестьян Плюшкина — все это лишь
Б) композиция системы персонажей. В поэме все время появляются персонажи, вообще не связанные ни с каким из сюжетов, т. е. композиция системы персонажей тоже очень своеобразна. Главные, второстепенные, эпизодические персонажи отличаются только по объему отведенного им текста, но не по авторскому интересу и вниманию к ним.
Многие персонажи никак не влияют на ход сюжета, ме помогают раскрыть характеры героев; они просто существую! в поэме сами по себе. Таковы, например, поручик из Рязани, который «заказал уже четыре пары и постоянно примеривал пятую» , уездный чиновник, идущий по дороге домой, и вся его родня, мужики, рассуждающие о колесе… Всех упомянуть невозможно просто потому, что их бесконечное множество.
Более того, в персонажах, которых часто называют главными, «существует» не один человек. Так, Чичиков предстает то как «подлец», то как «преприятнейший человек», то как просто «приобретатель». О Собакевиче Гоголь рассуждает не только как о помещике, но и как о человеке, «попробовавшем слегка верхушки какой-нибудь науки». Даже в таком, казалось бы, несложном персонаже, как Коробочка, скрыто целых три человека;
В) композиция мира вещей тоже совершенно уникальна. Вещи не просто служат для характеристики героев, они могут существовать в поэме совершенно отдельно от людей. Например, портрет Багратиона в доме Собакевича, шарманка Ноздрева никак не характеризуют своих хозяев. Огромное место занимают описания вещей в доме Плюшкина, накрытого стола у полицмейстера, непрерывной трапезы «господина средней руки» . Следуя логике развития сюжета, без них можно было бы обойтись.
Но Гоголю важна не динамика действия, а вещи, мир вещей сам по себе. И он не может пройти мимо любых, даже самых незначительных, явлений русской жизни;
Г) авторские отступления. Важнейшей особенностью композиции поэмы является сочетание сюжетных и внесюжетных элементов. Может быть, сюжет понадобился Гоголю лишь для того, чтобы поминутно уходить в сторону. Именно поэтому авторские отступления, которые относятся к внесюжетным элементам произведения, занимают в композиции поэмы такое большое место.
Они не всегда оторваны от сюжета. Например, после возвышенных авторских размышлений о юности следует описание деревни Плюшкина, где беспощадная старость уничтожила все человеческое. Тем самым создается резкий контраст между авторским идеалом и действительностью.
Однако большинство авторских отступлений не подчиняется классическим принципам композиции. Некоторые из них лишь формально связаны с сюжетом, например рассуждение о толстых и тонких, притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, рассказ о желудке «господина средней руки» , рассуждения о дамах губернского города. На самом же деле все эти авторские отступления существуют сами по себе, в них рассказываются свои истории, не двигающие сюжет и объясняющие не характеры героев, а русскую жизнь в целом.
Другие отступления вообще не связаны с сюжетом, например авторские отступления о двух типах писателей.
III. Заключение
Композиция поэмы построена так, что каждый сюжет, каждое отступление могло бы стать небольшим отдельным рассказом. Из таких маленьких кусочков Гоголю удалось, как в мозаике, собрать всеохватывающую картину русской жизни первой половины XIX века.
План сочинения — Особенности композиции поэмы Гоголя «Мертвые души»