План сочинения: Пейзаж в романах Пушкина «Евгений Онегин» и Тургенева «Отцы и дети»
Пейзаж в романах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и И. С. Тургенева «Отцы и дети»
I. Вступление
Пушкин и Тургенев являются мастерами пейзажа в русской литературе XIX века. Пейзаж играет важную роль в романах «Евгений Онегин» и «Отцы и дети», выполняя несколько функций.
II. Главная часть
1. Пейзаж и его роль в романе «Евгений Онегин»:
А) воссоздавая в романе «энциклопедию русской жизни», Пушкин «включил» в нее и
— описание типично русского пейзажа, являющегося неотъемлемой составной частью прежде
— изображение всех четырех времен года в России : зимы ; весны ; лета ; осени.
Б) Пушкин первым в русской литературе реалистически исследует воздействие природы на становление и характер человека:
Татьяна, «русская душою», в первую очередь потому, что выросла среди родной природы, которая сильнейшим образом влияет на ее характер, придавая ему то скромное обаяние естественности, которое свойственно русской природе. Не случайно, уезжая в Москву,
Онегину, выросшему в городе, напротив, чужда та природа, без которой не мыслит себя Татьяна, и он называет любимые Татьяной пейзажи «глупыми местами» ;
В) отношение к природе — один из способов характеристики героя. Противопоставлены в этом плане не только Татьяна и Онегин, но и автор и Онегин. Для автора природа — самая естественная, лучшая среда обитания художника, олицетворяющая, кроме прочего, идеал свободы.
2. С пейзажем в произведении связана тема города и деревни, природы и цивилизации в их противопоставлении, тема, родоначальником которой в русском романе является Пушкин.
3. Тургенев — наследник пушкинской традиции в изображении природы и ее взаимодействия с человеком:
А) Тургенев — мастер подробного, развернутого пейзажа, детали которого обнаруживают необыкновенную зоркость автора. Так, обозначив время действия в романе, 20 мая 1859 года, писатель воссоздает пейзаж, в котором каждый цветовой оттенок точно передает палитру весны: «Все кругом золотисто зеленело… красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах» ;
Б) пейзаж придает произведению особую поэтичность, особое настроение, получившее название лиризма прозы Тургенева. Так, описание весны в начале романа создает настроение радости, душевного подъема. А описание сельского кладбища и могилы Базарова в финале романа — настроение печали;
В) важнейшая функция пейзажа в произведениях Тургенева раскрыть характеры и внутренний мир героев. В этом Тургенев наследует пушкинскую традицию: так, психологическое состояние Аркадия и Николая Петровича воссоздается в том числе с помощью приема психологического параллелизма; пейзаж становится косвенной психологической характеристикой героя, «настроение» природы передает душевное состояние человека. Весенний пейзаж в начале романа передает настроение молодого веселья, переживаемого Аркадием, с которым контрастирует настроение Николая Петровича, цитирующего описание весны в «Евгении Онегине» . Пушкинское восприятие весны было парадоксально, т. к. поэт переживал весной не чувство радостного обновления, а «томное волнение», «тяжелое умиление».
Таким образом, психологические состояния отца и сына хотя и противопоставлены, но в то же время оба показаны как герои, глубоко чувствующие природу.
Ту же функцию выполняет пейзаж в XI главе — позволяет противопоставить характеры и психологические состояния братьев Кирсановых.
Одинцова, равнодушно относящаяся к природе, так же холодно расчетливо, без любви, выходит замуж за человека «холодного, как лед»;
Г) новая функция пейзажа у Тургенева: отношение к природе — это проверка не только душевных качеств, но и системы ценностей, убеждений героя.
Базаров отрицает дуэль, как и всю дворянскую культуру. Перед сценой дуэли Базарова с Павлом Петровичем автор дает описание раннего утра. Восхищение красотой природы контрастирует с нелепостью дуэли, описанной иронически.
Тем самым автор обнаруживает непоследовательность Базарова, слабость его позиции.
Для утверждения авторской идеи о несостоятельности базаровское системы ценностей Тургенев использует в финале романа цитату-намек из стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». «Равнодушная природа» сияет вечной красотой на могиле Базарова. Она знать не знает ничего ни о высокомерном базаровском отрицании любования ею, ни о базаровском отрицании бессмертия души. И это дискредитирует, по мысли Тургенева, нигилистическую систему ценностей Базарова.
III. Заключение
Опираясь на пушкинскую традицию, Тургенев сделал следующий шаг в изображении человека и природы: способность глубоко чувствовать природу — важнейшая часть подлинной культуры человека с точки зрения писателя.
План сочинения: Пейзаж в романах Пушкина «Евгений Онегин» и Тургенева «Отцы и дети»