Более общая тема, связанная с раскрытием идейного содержания произведения, — «Конфликт «отцов» и «детей». Нужно иметь в виду, что понятия «отцы» и «дети» — условные. Под «отцами» или «старшим поколением», подразумевали выразителей реакционных общественных взглядов, а «детьми», или «младшим поколением», называли сторонников новых, революционно-демократических идей.
В борьбе этих двух поколений и заключается конфликт романа. Поскольку тема этого, сочинения шире перечисленных, в план следует включить только те вопросы, которые характеризуют сущность столкновения двух политических лагерей. Например:
I. Вступление. Конфликт «отцов» и «детей» — борьба двух общественных классов.
II. Главная часть. Сущность борьбы между «отцами» и «детьми».
1. Непримиримость классовых интересов дворянства и народа. Защита революционными демократами интересов народа.
2. Застой и консерватизм либерального дворянства. Стремление революционных демократов к преобразованию общественного строя.
3. Идеалистические взгляды «отцов» на природу, науку и искусство. Материализм революционных демократов.
4. Паразитизм дворянства. Трудовая жизнь разночинцев.
5. Мягкотелость, общественная пассивность дворянства. Нравственная сила, жизненная активность, энергия революционных демократов.
6. Отношение автора к «отцам» и «детям».
III. Заключение. Историческая обреченность дворянства.
По намеченному плану нужно систематизировать материал для сочинения, распределить сделанные при чтении выписки и заметки. Если по каким-нибудь пунктам плана материал освещен недостаточно глубоко, следует еще раз прочесть произведение или дополнительную литературу. При подготовке материала для сочинения полезно подобрать эпиграф. Эпиграф пишется без кавычек, а ссылка на источник — без скобок. В процессе подготовительной работы план сочинения постепенно уточняется.
По окончательно принятому плану и систематизированному материалу можно писать черновик сочинения. Затем его необходимо перечитать, отшлифовать в смысловом и стилистическом отношении и только после этого переписать в тетрадь.
Дайджест:
- План сочинения — Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети»Смысл заглавия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» I. Вступление Писатели нередко дают своим произведениям заглавии, содержащие в себе определенный художественный образ и указывающие на проблематику этого произведения. К этому типу относится и заглавие романа Тургенева. II. Главная часть 1. Первое значение содержащегося в заглавии образа — прямое: в романе действительно идет речь о ... Читать далее...
- План для сочинения к теме «Народное творчество — бесценная духовная казна»Что такое эпос? Один из трех родов художественной литературы — рассказ, который характеризуется изображением событий, которые являются внешними относительно автора. Что такое народный эпос? Это специфическая народнопоэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и в стихах. Какие основные жанры народного эпоса? Сказка, легенда, баллада, басня. Что такое народнопоэтическое творчество? Совокупность разных видов и форм массового словесного ... Читать далее...
- Какова роль образов-символов в раскрытии идейного содержания пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»?Многие литературные произведения не обходятся без символических образов. Символы помогают глубже раскрыть тему произведения, лучше осознать и понять его смысл. Зачастую автор использует символ, чтобы акцентировать внимание читателя на важной проблеме и дает ему возможность самому поразмыслить над ней. Символом может быть животное, птица, растение, явление природы. Каждый из них является воплощением определенных качеств и ... Читать далее...
- План сочинения по литературеПодготовка к ЕГЭ: План сочинения по литературе Сочинение или письменная работа на заданную тему показывает общую образованность ученика. Лучше всего писать сочинения простые и понятные, объемом от 150 до 400 слов. В сочинении большего объема трудно избежать ошибок, и оно может утомить проверяющего. Сколько должно быть частей? Три: вступление, основная часть и заключение. Вступление и ... Читать далее...
- План к сочинению и ответы к теме: Проблема вождя и народа в поэме «Моисей»Позиция Моисея — позиция вождя наций. Моисей — единственный горит желанием привести свой обездоленный народ к «обетованной земля». Он пытается добиться своей цели и готов преодолеть те трудности, которые придется преодолеть добиваясь своего. Он готов к своей миссии — самоотверженного служения народа. Любовь к народа подвигла его на жертвенность, хотя он и знает достоинства и ... Читать далее...
- План сочинения: Барин и мужик в произведениях Толстого и Салтыкова-ЩедринаБарин и мужик в произведениях Л. Н. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина. I. Вступление Взаимоотношения барина и мужика всегда интересовали русских писателей, но после реформы 1861 года эта тема приобрела особую актуальность. II. Главная часть 1. У Толстого и у Салтыкова-Щедрина показан конфликт между барином и мужиком, объективно складывающиеся противоречия между дворянином и крестьянином. Для ... Читать далее...
- План сочинения: Роль автора в структуре поэмы «Кому на Руси жить хорошо»Роль автора в структуре поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Друзья народа и свободы, выражавшие интересы и идеалы народные, представлены в эпопее не только Гришей Добросклоновым, но и автором-повествователем. Великое, разнообразное многоголосие поэмы. Автор-повествователь не говорит ни слова о себе. Он сопровождает странников в роли провидца, которому все ведомо. Он глубоко проник в народное миросозерцание. ... Читать далее...
- План сочинения — Народ и дворянство в романе Толстого «Война и мир»Народ и дворянство в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» I. Вступление 1. Народ и дворянство — основные сословия в России первой половины XIX века, поэтому внимание к ним Толстого не случайно. 2. И народ и дворянство были неоднородны; в «Войне и мире» эта неоднородность отражена в полной мере. II. Главная часть 1. Образ ... Читать далее...
- План сочинения — Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза» I. Вступление Трагический конфликт — противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы «Гроза» связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: А) внешний конфликт. Он состоит в противоречии между свободолюбивой натурой Катерины и укладом ... Читать далее...
- План к теме «Основы эпического театра Бертольда Брехта»В каких работах Бертольда Брехта были разработаны теоретические вопросы, связанные с реформацией театрального искусства? Свои взгляды на театральное искусство Бертольд Брехт изложил в многочисленных статьях: «Об опере» , «Современный театр — театр эпический» , «Театр развлечений или театр поучения?» , «Об экспериментальном театре» , «Новая техника актерского искусства» и др. их дополняют комментарии Брехта для ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Проблема воспитания в романе Пушкина «Евгений Онегин»Проблема воспитания в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» I. Вступление Главная проблема пушкинского романа — состояние и судьбы русской национальной культуры начала XIX века. Воспитание — основа формирования культуры, отсюда важность этой проблемы в романе. Воспитание в широком смысле слова — формирование личности. II. Главная часть 1. Дело целенаправленного национального воспитания и образования в ... Читать далее...
- План сочинения: За что и против чего выступает Чацкий?За что и против чего выступает Чацкий? I. Вступление Чацкий — молодой дворянин начала XIX века. Он решительно выступает против порядков «века минувшего» и утверждает идеалы, близкие к идеалам декабристов, передового дворянства этого времени, II. Главная часть В социальной сфере Чацкий выступает последовательным противником крепостничества, Отношение Чацкого к службе. Он хочет «служить делу, а не ... Читать далее...
- Практикум по теме сочинения Кого из литературных героев Вы узнаете в своих современниках?1. Берем наше сочинение «В чем он состоит, конфликт поколений наших дней?» и убираем вступление. Прежнее сочинение Конфликт поколений. Он существовал в давние времена, актуален и сегодня. Правда, суть его чуть меняется. Вспомним роман «Отцы и дети» И. Тургенева. Братья Кирсановы спорят и не соглашаются с нигилистом Базаровым и в ту пору поддерживающим его взгляды ... Читать далее...
- План сочинения — Дворянство в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»Дворянство в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» I. Вступление Дворянство — это то сословие, к которому принадлежал сам Тургенев и которое он лучше всего знал. В повестях и романах, предшествовавших «Отцам и детям» , отношение Тургенева к дворянству двойственное: признавая за этим классом благородство, высокий уровень культуры, глубину и искренность чувства. II. Главная ... Читать далее...
- Определите особенности композиции «Божественной комедии» Данте и ее роль в раскрытии идейного замысла произведения«Божественная комедия» — величайшее творение итальянского поэта Данте Алигьери — вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих времен и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения. Данте назвал свое произведение «Комедия», так в Средневековье называли написанное народным языком произведение с печальным началом и счастливым концом. ... Читать далее...
- Стиль, отвечающий теме сочиненияСтильная одежда… Стильная мебель… Стильные манеры… Что вкладываем мы в это понятие? Стильный — своеобразный, отличающийся ярко выраженной индивидуальностью. Ваше сочинение также должно быть стильным. Таким его сделает найденное Вами оригинальное направление давно известной темы, новое понимание классического произведения, использование нетрадиционного для школьного сочинения жанра, отражение в сочинении Вашей неповторимой индивидуальности. Но все это так ... Читать далее...
- Островский, Анализ произведения Бедность не порок, ПланАнализ произведения В своей первоначальной редакции пьеса имела другое название — «Гордым Бог противится», и должна была состоять лишь из двух актов. Ни одна из пьес Островского не вызвала таких бурных и принципиальных споров после своего опубликования, как эта. Завязалась острая полемика между представителями демократической критики и славянофилами, которые усмотрели в этой комедии, и в ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Два ЕвгенияДва Евгения I. Вступление Этих героев очень трудно сравнивать, т. к. они принадлежат и к разным сословиям, и к разным эпохам развития русского общества. Их убеждения также различаются. Однако и у них есть кое-что общее. IL Главная часть 1. Начать следует с различий, т. к. они лежат на поверхности и их легче определить: А) Евгений ... Читать далее...
- План сочинения: Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»План I история души человеческой. II… мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! 1…. Человек замечательный по многим причинам А) он скептик и материалист Б) он плакал над умирающим солдатом В) у него был злой язык Г) молодежь прозвала его Мефистофелем Д) мы взаимно друг друга морочим Е) достойный друг 2.во мне два человека: ... Читать далее...
- План сочинения — Пошлость и мещанство в понимании и изображении ЧеховаПошлость и мещанство в понимании и изображении А. П. Чехова I. Вступление «Его врагом была пошлость…» . Пошлость, мещанство, обывательщина — это, в понимании Чехова, отсутствие духовных интересов, равнодушие, нравственная деградация, застой, эгоизм. II. Главная часть 1. Ценности, важные для обывателя. Это прежде всего спокойное существование. Достигнув своего, обыватель больше ни к чему не стремится, ... Читать далее...
- План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-ЩедринаСвоеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как «уничтожение смехом» . Своеобразие сатиры того или иного писателя определяется объектом сатиры и художественными средствами сатирического изображения. II. Главная часть 1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не «пороки» человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную психологию ... Читать далее...
- План сочинения — Своеобразие драматургии ЧеховаСвоеобразие драматургии А. П. Чехова I. Вступление Чехов — драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками он создал в русской литературе принципиально новую драматургию. II. Главная часть 1. Конфликт в пьесах Чехова. Предшественники Чехова в основном опирались на конфликт между отдельными персонажами или группами персонажей. Чехов же в основном строит пьесу на ряде психологических конфликтов. Его ... Читать далее...
- Труды Ломоносова о необходимости единства содержания и формы литературного произведенияОбщественные и политические преобразования первых десятилетий XVIII в., интенсивный процесс «обмирщения» многих сторон русской действительности не могли не найти своего отражения в литературе. Но, как было уже отмечено, новая проблематика, новые идеи, попытки создания характера человека нового времени и т. п. все еще продолжали облекаться в старую форму. Поэтому одной из первоочередных задач дальнейшего развития ... Читать далее...
- План сочинения — Мастерство художественной детали в рассказах ЧеховаМастерство художественной детали в рассказах А. П. Чехова I. Вступление Художественная деталь — минимальная образная подробность в художественном произведении. II. Главная часть 1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ, то есть малая форма. Это требовало от писателя исключительной емкости художественной детали. Мастерство Чехова и заключается прежде всего в том, что он умеет одной-двумя деталями ... Читать далее...
- Советы по написанию сочиненияПрежде чем начать писать сочинение, необходимо выполнить большую подготовительную работу: следует внимательно прочитать художественное произведение, основную учебную и критическую литературу о нем, сделать по ходу чтения выписки или заметки, содержащие ни и более важные мысли, относящиеся к теме сочинения. Если произведение было прочитано раньше, нужно выборочным чтением восстановить его содержание в памяти-. Обдумав прочитанное, наметить ... Читать далее...
- План сочинения — Своеобразие гоголевской сатирыСвоеобразие гоголевской сатиры I. Вступление Сатира как высмеивание недостатков и пороков человека и общества в целом. . Сатира как важная часть русской литературы — как до Гоголя, так и после него. II. Главная часть 1. Объект гоголевской сатиры — это прежде всею пошлость русской жизни его времени, нарушение определенных нравственных и социальных норм. Гоголевская сатира ... Читать далее...
- Пушкин, Анализ произведения Борис Годунов, ПланАнализ произведения Жанр произведения — трагедия. Завязка — ожидание того, что Борис Годунов примет царский венец. Кульминаций несколько. Развязка — гибель царской семьи во главе с царем Борисом. Народ безмолвствует. В центре произведения — сильная личность, вступившая в конфликт с окружающим миром. Проблема осложняется легендой о причастности царя Бориса к убийству законного царевича Дмитрия. Нечиста ... Читать далее...
- План сочинения: Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова «Горе от ума»Внесценические персонажи и их роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» I. Вступление Комедия Грибоедова — реалистическое произведение, в котором автор дает обобщенную картину социальной жизни России 10-х — начала 20-х годов XIX века. Чтобы расширить рамки комедии и тем самым усилить обобщение и типизацию, и вводятся внесценические персонажи. II. Главная часть 1. ... Читать далее...
- План сочинения — Самодурство как социально-психологическое явлениеСамодурство как социально-психологическое явление I. Вступление Основная тема творчества Островского — жизнь «средних слоев»: мещанства, чиновничества, купечества. Для этой среды и характерно социально-психологическое явление самодурство. II. Главная часть 1. Сущность самодурства — в неограниченной власти, невстречающей сопротивления и развращающей человека, имеющего эту власть. 2. В пьесе «Гроза» самодурство представлено в образах Кабанихи и Дикого. А) ... Читать далее...
- План сочинения: Лирический герой поэзии ЛермонтоваЛирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова I. Вступление Лирический герой — это образ поэта в его лирических произведениях. II. Главная часть 1. Лирический герой Лермонтова — типичный романтик. Поэтому в его лирике так сильны мотивы одиночества, непонятости, предчувствие трагического конца и т. п. 2. Лирический герой Лермонтова ощущает себя человеком необыкновенным, стоящим над толпой. 3. ... Читать далее...
План сочинения по теме раскрытия идейного содержания произведения